МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать становлению у студентов научных представлений о семье, семейных отношениях и формировать умения, необходимые для профессионального взаимодействия с семьей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: способностью к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия личности и общества
ПК-3: способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные концепции изучения семьи отечественных и зарубежных исследователей, понимать важнейшие особенности семейного взаимодействия на разных этапах функционирования семьи и сущность оказания психосоциальной помощи семье.
• принципы, правила и сущность оказания психосоциальной помощи семье.
• принципы, правила и методы сбора социально-психологической информации о семье, членах семьи и особенностях внутрисемейных отношений; методы и приемы диагностики внутрисемейных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.• использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности в соответствии с моральными, культурными, правовыми ценностями и нормами.
• применять эти знания в своей профессиональной деятельности, самостоятельно определить потенциальные ресурсы семьи и ее членов, а также причины негативного семейного функционирования и развития личности в семье.
• применять эти знания в своей профессиональной деятельности, опираясь на полученную информацию проектировать и реализовывать коррекционно-просветительскую, развивающую работу с молодежью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• различными формами, методами, методиками, приемами работы с семьей.
• навыками моделирования и решения на модельном уровне профессиональных, научно-методических задач различного типа и уровней сложности.
• навыками: разработки коррекционно-развивающих программ для детей и взрослых, направленных на преодоление трудностей связанных с особенностями семейного взаимодействия; психологического сопровождения семьи и отдельных членов семьи в ситуациях трудных, кризисных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы сихологии семьи
1.1. Семья. Основные понятия и подходы к изучению Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Принципы функционирования семьи Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Общепсихологический подход к изучению семьи Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Формы и типы семей. Полоролевая структура семьи. Функциональные и дисфункциональные семьи Сам. работа 3 4 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Семья. Основные понятия и подходы к изучению Сам. работа 3 2 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Супружество – основа семьи Практические 3 4 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Характеристики супружеского союза. Типы нарушения супружеских связей Лекции 3 2 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Выбор партнера. Любовь и сексуальные отношения в супружестве Практические 3 2 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Супружество – основа семьи Сам. работа 3 2 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений Сам. работа 3 6 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Тактика воспитания в семье и типы семейных взаимоотношений Сам. работа 3 6 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Типы материнского отношения к ребенку. Типы неправильного воспитания Сам. работа 3 6 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Факторы эффективности семейного воспитания Сам. работа 3 6 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений Сам. работа 3 6 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. Психологические нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи Сам. работа 3 22 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.16. Типы нарушений функционирования семьи. Семья как источник психологической травмы Сам. работа 3 26 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.17. Зачет 3 4 ОПК-6, ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену по курсу «Психология семьи»
Первые вопросы:
Семья как малая группа. Понятие семьи. Функции, формы семьи. Социально-психологические особенности семьи.
Семья как система. Понятие семьи. Особенности семьи как системы. Принципы функционирования семейной системы.
Динамика жизненного цикла семьи.
Супружество как основа семьи. Уровни супружества.
Супружество: факторы стабильности, устойчивости. Задачи брака.
Предбрачный период. Функции предбрачного периода. Факторы, определяющие успешность брачного союза.
Теории выбора брачного партнера.
Конфликты в семье: причины возникновения, динамика.
Развод. Причины разводов. Этапы развода. Последствия развода для членов семьи.
Тактики семейного воспитания и типы семейных взаимоотношений.
Депривация – результат отсутствия эмоциональной связи со взрослыми.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: внутренняя картина семьи, семейные сценарии, наивные семейные постулаты и их роль.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: психологические проявления примитивизма семейных представлений. Активизация семейного сценария.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: примитивизм семейных представлений и нарушения в семье, пути развития внутреннего образа семьи.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: виды нарушений коммуникационного процесса в семье (концепция «отклоненной коммуникации» в семье, парадоксальная коммуникация, «замаскированная коммуникация»).
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: коммуникационная проблема, этапы ее развития.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: причины возникновения.
Семейное нарушение: структура, динамика. Типология трудностей. Факторы, обуславливающие семейное нарушение. Теория латентного нарушения.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: состояние глобальной семейной неудовлетворенности.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейная тревога.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейно-обусловленное нервно-психическое и физическое напряжение.
Родительское отношение: понятие, структура родительского отношения. Типы неправильного семейного воспитания (Э.Эйдемиллер).


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Влияние типа семейного воспитания на особенности протекания подросткового кризиса.
«Семья», «супружество» и «брак» - сравнительный анализ понятий
Любовь как фактор устойчивости семьи.
«Устойчивость», «успешность», «стабильность» как характеристика семьи. Сравнительный анализ понятий.
Факторы устойчивости и успешности семейного функционирования.
Конфликты в семье: психологические причины возникновения, динамика. Средства профилактики семейного конфликта.
Деформация и распад семьи. Развод.
Влияние развода на отдельных членов семьи. Основные направления психологической помощи членам семьи на стадии развода.
Особенности первой стадии жизненного цикла – стадии формирования семьи.
Особенности диагностики и коррекция семейных конфликтов.
Особенности психологических затруднений при вступлении в брак.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье.
Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
Особенности нарушение семейной коммуникации по В. Сатир.
Влияние семьи на ранний опыт ребенка. Чувство безопасности и защищенности.
Поощрения и наказания методы воздействия на ребенка.
Семья глазами ребенка.
Невроз как проявление нарушений детско-родительских отношений
Влияние семьи на формирования страха у детей.
Влияние семьи на формирование агрессии у детей.
Семейная система психотерапия – основные положения и методы воздействия.
Супружеская психотерапия – один из аспектов работы с семьей.
Воспитательная неуверенность родителя и неразвитость родительских чувств как предмет заботы практического психолога.
Сотрудничество родителей с ребенком как предмет заботы практического психолога
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/87D567BE-A350-41E6-AD1F-9D1979307B81
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 https://e.lanbook.com/book/70367
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.