МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология терроризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., старший преподаватель, Суртаева Ольга Валерьевна

Рецензент(ы):
доктор социологичесих наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Психология терроризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать понимание сущности и содержания социально-педагогической деятельности и обучить методикам социально-педагогической работы при чрезвычайных ситуациях
дать комплексное представление о проблеме терроризма в обществе
разрабатывать индивидуальные и групповые социально-педагогические методики воздействия и взаимодействия при Ч.С.
анализировать результаты социально-педагогической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-9 Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.перечислить структурные компоненты содержания психологии терроризма; назвать формы, методы, приемы, средства и технологии при Ч.С.
назвать социальных партнеров специалиста по социальной работе, организующего групповую работу с пострадавшими при ЧС;
перечислить формы групповой работы с подростками, в которых может участвовать психолог, педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор по охране прав детства; врач.
3.2.Уметь:
3.2.1.определить цели социально-педагогической деятельности и способы их достижения; разработать и проанализировать социально-педагогическое мероприятие.
применять методы профилактики риска терроризма в данном конкретном обществе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и средствами защиты населения при террористических актах; сравнить содержание и методику деятельности социального педагога и психолога при чрезвычайных ситуациях.
навыком планирования групповой работы с пострадавшими при ЧС с привлечением ресурсов микросоциума.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология терроризма
1.1. Терроризм – угроза безопасности Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Международный характер терроризма Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Особенности современного терроризма в России Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.4. Терроризм – угроза безопасности Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.5. Система противодействия терроризму в Российской Федерации и за рубежом Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.6. Государственная стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.7. Правовая основа противодействия терроризму Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.8. Меры по устранению социальной основы терроризма Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.9. Противодействия терроризму: проблемы финансирования Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.10. Система противодействия терроризму в Российской Федерации и за рубежом Сам. работа 8 14 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.11. Современные информационные технологии и противодействие терроризму Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.12. Информационные технологии как объект терроризма Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.13. Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации Практические 8 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.14. Электромагнитный терроризм Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.15. Ислам, исламизм и терроризм. Некоторые черты психологии исламистов Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.16. Современные информационные технологии и противодействие терроризму Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.17. Защита населения от террористических воздействий Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.18. Мероприятия по обеспечению безопасности населения Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.19. Меры личной безопасности Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.20. Практические меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений Практические 8 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.21. Защита населения от террористических воздействий Сам. работа 8 8 ПК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белашева И. В., Ершова Д. А., Есаян М. Л. Психология терроризма: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кафтан В.В. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Советы профессионалов www.fsb.ru
Э2 Портал, освещающий события про терроризм в мире terrorizm.net
Э3 Информационно-тематическая площадка по терроризму в России и за рубежом, ежедневный мониторинг российской и зарубежной прессы по теме «терроризм», правовая и справочная информация antiterror.ru
Э4 Карта происшествий в мире, потенциально связанных с терроризмом (обновление в реальном масштабе времени) www.globalincidentmap.com
Э5 Перечень террористических актов, организаторов и исполнителей которых подозревают в связях с «Аль-Каидой» www.infoplease.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации преподавателю
При изучении дисциплины преподавателю рекомендуется:
1. лекционные часы использовать для обеспечения понимания студентами изучаемого материала;
2. часы практических занятий направлять на обеспечение усвоения студентами изучаемого материала и на формирование у студентов практических знаний и умений;
3. следует обратить внимание на овладение студентами тезауруса курса дисциплины.
4. постоянно знакомить студентов с новинками литературы по проблемам психологии суицида, включать их в содержание лекций, рекомендовать студентам для самостоятельного изучения.
5. формировать у студентов навыки работы с информацией (поиск информации, классификация источников, обработка информации).
6. особое внимание на практических занятиях обращать на формирование у студентов умения работать с научными текстами, анализировать их, сравнивать различные теории и концепции, делать самостоятельные выводы.
7. на практических занятиях обращать внимание на формирование у студентов навыков публичного выступления, доказательность и аргументацию при ведении научной дискуссии.
8. при изучении курса дисциплины использовать результаты собственных научных исследований и привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности.
9. при организации текущего, промежуточного и итогового контроля применять индивидуально-ориентированный план и учебное тестирование.
10. студентам, досрочно и успешно выполнившим индивидуально – ориентированный план по учебной дисциплине, предоставлять возможность получения итоговой оценки автоматически.

Методические указания студентам
При изучении студентам рекомендуется:
1. систематически вести записи лекций;
2. систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
3. при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам психологии суицида и периодики;
4. вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках курса;
5. посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса.