МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология труда
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы психологии труда
Изучить методологические основания дисциплины
Обучить методам исследования в области психологии труда

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные категории психологии труда. Исторические этапы развития психологии труда. Принципы использования методов исследования в оценке проблем труда и процессов трудовой деятельности личности. Законы успешной кооперации с коллегами в трудовых коллективах. Специфику психологии труда в контексте своей будущей профессии, значимость своей профессии, специфику принятия решений в профессиональной деятельности, границы своей ответственности. Законы успешной кооперации с коллегами в трудовых коллективах
Умеет: Анализировать социальную значимость своей профессии, находить проблемы и решать их в контексте своей профессии, нести ответственность за результат своей деятельности. Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации. Использовать законы кооперации в своей профессиональной деятельности.
Специфику сбора и классификации информации по социально-экономическим последствиям молодежных проблем в труде
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать социальную значимость своей профессии, находить проблемы и решать их в контексте своей профессии, нести ответственность за результат своей деятельности. Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации. Использовать законы кооперации в своей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками анализа механизмов регулирования успешной кооперации в труде. Навыками организации и планирования работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по проблемам труда, занятости, профориентации, профессионального самоопределения, предпринимательства и.т.п. Анализом механизмов регулирования успешной кооперации в труде. Навыками профессиональной ориентации в оценке своей профессиональной мотивации, навыками диагностики профессиональных затруднений, навыками их адекватного решения, навыками ответственного отношения за результаты своего труда. Анализом механизмов и моделей молодежного поведения в труде на основе классификации научной информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психологии труда
1.1. Введение в психологию труда Лекции 6 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.2. Профессиональное самоопределение Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.3. Трудовая деятельность и профпригодность работника Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.4. Праксические состояния работника Лекции 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.5. Мотивация работника как фактор успешности труда Практические 6 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.6. Психология работника Практические 6 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.7. Профессиональное развитие работника Практические 6 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.8. Организационная психология Практические 6 8 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.9. Организационная психология Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.10. Основы инженерной психологии Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.11. Основные отрасли психологии труда Сам. работа 6 16 ОПК-4, ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Задания и вопросы к зачету
Теоретические вопросы
1. Объект, предмет изучения. Задачи психологии труда.
2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии.
3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами.
4. Парадигмы психологии труда.
5. Краткая история психологии труда.
6. Основные разделы психологии труда.
7. Инженерная психология.
8. Системны подход в исследовании предмета психологии труда.
9. Профессия как система социальных отношений.
10. Методы изучения трудовой деятельности.
11. Пути развития трудовой деятельности.
12. Профессиональный стресс.
13. Работоспособность.
14. Эффективность трудовой деятельности.
15. Психология безопасности.
16. Психологические механизмы адаптации человека к труду.
17. Профессиональная пригодность.
18. Кризисы профессионального становления.
Практические задания
19. Опишите свой стиль деятельности.
20. Предложите принципы определения профессиональной пригодности.
21. Представьте профессиограмму и психограмму специалиста по ОРМ.
22. Опишите метод профессиографии.
23. Выделите профессионально важные качества специалиста по ОРМ .
24. Динамика требований к ПВК субъекта.
25. Профессионализм и модели специалиста.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Факторы эффективного управления персоналом.
2. Оценка факторов профессионализма в деятельности преподавателя Вуза.
3. Модели и методы управления персоналом.
4. Психологический смысл труда с позиций современной молодежи.
5. Факторы успешности в трудовой деятельности.
6. Психологические особенности спортивной карьеры.
7. Оценка стиля профессиональной деятельности.
8. Смыслы жизни человека в условиях профессионального кризиса.
9. Хроническая безработица (предпосылки и последствия)
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пряжникова Е.Ю. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/book/51BE19A7-BE0C-4D07-8338-AD03D2C727A4
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Психология труда http://portal.edu.asu.ru/course/edit.php?id=2996
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.