МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология управления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 26
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 26 26 26 26
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
старший преподаватель, Суртаева Ольга Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Психология управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие социально-психологического и управленческого мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей в организации, изучение психологии управления как самостоятельной научной дисциплины, истории развития и методологических принципов, проблематики взаимодействия людей в организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-психологическое содержание и структуру управленческой деятельности; социально-психологические закономерности совместной деятельности по достижению организационных целей; психологические особенности личности руководителя; основных принципах социального партнерства; основах коммуникативного поведения; Имеет сформированные представления о теоретических и практических принципах создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения информации в различных сферах общества и его подсистем; об отраслях социологического знания.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ профессиональной управленческой деятельности; применять методы, приемы, направленные на развитие профессионализма управленческого персонала, повышение эффективности системы управления. Сформированное умение анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы межличностных отношений; выявлять и учитывать индивидуальные особенности коммуникации при кооперации и работе в коллективе; Сформированное умение критически оценивать информационное пространство; анализировать информацию о событиях и фактах с точки зрения деятельности в сфере организации работы с молодежью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональными умениями психологического анализа профессиональной деятельности менеджера, явлений в сфере труда и совместной деятельности по достижению организационных целей; практическими умениями психологического сопровождения управленческой деятельности; методами работы с функциональными состояниями в деятельности менеджера; навыками использования развивающих технологий, направленных на повышение профессионализма управленческого персонала и руководства коллективом; Успешное и систематическое владение навыками применения социологических методик по сбору и систематизации научной информации по молодежной проблематике на практике; навыками получения статистической информации из различных типов источников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные проблемы теории, истории и методологии психологии управления
1.1. Теория и методология психологии управления Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Теория и методология психологии управления Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. История развития психологии управления как науки Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. История развития психологии управления как науки Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Психология управления в системе наук. Методологические принципы психологии управления как науки Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Психология управления в системе наук. Методологические принципы психологии управления как науки Практические 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.7. Современные проблемы теории, истории и методологии психологии управления Сам. работа 3 13 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Психологические проблемы в управлении организацией и способы их разрешения
2.8. Личность как объект и субъект управления Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. Личность как объект и субъект управления Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Мотивация как фактор управления Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.11. Мотивация как фактор управления Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.12. Руководство и лидерство Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.13. Руководство и лидерство Практические 3 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.14. Организация и социальная группа как объекты управления Лекции 3 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.15. Организация и социальная группа как объекты управления Практические 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.16. Психология конфликта в организации и способы его разрешения Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.17. Психология конфликта в организации и способы его разрешения Практические 3 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.18. Психология переговорного процесса Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.19. Психология переговорного процесса Практические 3 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.20. Психологические проблемы в управлении организацией и способы их разрешения Сам. работа 3 13 ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Королев Л.М. Психология управления: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2016 https://e.lanbook.com/book/70563
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Я. К. Смирнова Психология управления [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3519
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.