МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психосоциальные технологии работы с молодежью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психосоциальные технологии работы с молодежью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие представлений о возможностях использования различных психосоциальных технологий как условия личностного роста, профилактики эмоционально-негативных состояний молодежи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-4 готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-6 Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О возможностях использования различных психосоциальных технологий как условии личностного роста молодых людей, об образовательных «эффектах» психосоциальных технологий, о способах оценки их эффективности. Базовые и инновационные подходы, связанные с психосоциальными технологиями работы с молодежью, теории и классификации современных технологий по работе с молодежью в профессиональной деятельности.
Основные и инновационные понятия и модели, связанные с психосоциальными технологиями, теории и классификации проблем, решаемых с помощью психосоциальных технологий в работе с молодежью. Использует для решения актуальных профессиональных задач.
Базовую специфику и инновационные технологии выработки управленческих решений в молодежной среде.
Базовые и инновационные подходы самообразования в контексте работы с молодежью. Сущность социальной значимости своей профессии.

3.2.Уметь:
3.2.1.
Умеет принимать решения в процессе работы с психосоциальными технологиями, решая профессиональные задачи по работе с молодежью.
Умеет использовать новейшие психосоциальные технологии в контексте саморазвития в работе с молодежью
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками самоанализа, правильного использования профессиональной терминологии. Навыками моделирования и решения на модельном уровне профессиональных, научно-методических задач различного типа и уровней сложности. Профессиональной терминологией, навыками анализа потенциальных возможностей человека и причин негативных вариантов развития личности. Навыками критической оценки источников информации о проблемах молодежи и необходимых для их решения технологиях, используя в своей профессии в необходимом и востребованном в обществе контексте.
Навыками тимбилдинга в профессиональном коллективе по работе с молодежью. Использует для решения актуальных профессиональных задач .
Навыками по организации решения проблем молодежи, используя необходимые психосоциальные технологии в необходимом профессиональном контексте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Психосоциальная помощь: функции, подходы Лекции 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Имитационные игровые технологии в работе с молодежью Лекции 7 4 ОК-6, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Имитационные неигровые технологии в работе с молодежью Лекции 7 4 ОК-6, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Портфолио как психосоциальная технология Лекции 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Рекомендации для отбора документов в портфолио. Критерии оценки результативности портфолио Лекции 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.6. Имитационные технологии в работе с молодежью Практические 7 10 ОК-6, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.7. Рекомендации для отбора документов в портфолио. Критерии оценки результативности портфолио Практические 7 10 ОК-6, ОПК-4, ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.8. Метод проектов как современная технология Практические 7 12 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.9. Процедура защиты профессионального проекта. Инновационный проект – основные черты Сам. работа 7 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.10. Дискуссия как современная гуманитарная технология Сам. работа 7 11 ОК-6, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.11. Мозговой штурм как технология группового решения проблем Сам. работа 7 12 ОК-6, ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.12. Экзамен 7 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания и вопросы к экзамену
Теоретические вопросы
1. Технологии в гуманитарной отрасли. Психосоциальные технологии: понятие, области применения психосоциальных технологий
2. Классификации психосоциальных технологий
3. Направления оказания психосоциальной помощи.
4. Тренинг как психосоциальная технология. Общие положения.
5. Социально-психологический тренинг: цели, задачи, принципы организации
6. Социально-психологический тренинг: преимущества, установки и философия ведущего тренинга
7. Деловая игра как имитационная технология обучения: понятие, специфика игры как культурного феномена.
8. Деловая игра: особенности, области применения, виды.
9. Деловая игра: преимущества, принципы организации
10. Проектирование и подготовка деловой игры, этапы проведения, рекомендации ведущему.
Практические задания
11. Опишите портфолио как психосоциальную технологию
12. Опишите имитационные неигровые технологии в работе с молодежью
13. Опишите портфолио как форму аттестации и форма самопрезентации.
14. Обоснуйте метод проектов как современная технология
15. Опишите фокус-группы как технологию сбора социально-психологической информации
16. Опишите дискуссию как современную гуманитарная технологию
17. Опишите мозговой штурм как технологию группового решения проблем.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Психосоциальные технологии. Понятие. Направленность.
2. Функциональные и игровые цели (В.Я. Платов).
3. Организационно-деятельностные игры.
4. Деловые игры, их содержательные и структурные компоненты.
5. Подготовка и проведение игры в учебном процессе – инструментальный (содержательный) и социально-психологический аспекты (Т.Ю. Базаров)
6. Анализ конкретных ситуаций (кейсов) как психотехнология.
7. История идеи портфолио.
8. Портфолио как образовательная технология.
9. Персональный портфолио – новая форма оценки личностных достижений.
10. Фокус-группа как технология в социально-психологических исследованиях.
11. Технология проведения дискуссии.
12. Мозговой штурм как метод группового решения проблем. История создания метода
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ичетовкина Н. М., Лукъянова Т. Д. Психолого-педагогические практики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ГГПИ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Психолого-педагогический практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.