МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные методы социологических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_02_ИТ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Современные методы социологических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №369)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостной системы представлений о современных методах социологических исследований, способствовать повышению уровня компетентности в использовании современных социологических методов для анализа социальных проблем и получения эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития конкретных социальных явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы методологии и методики социологического исследования, перечислять основные методы социологического исследования, знать характеристики количественных и качественных методов исследования, характеризовать особенности прикладного исследования;
структуру и логику программы социологического исследования, перечислить требования к выдвижению целей и задач исследования, охарактеризовать методику выдвижения гипотез исследования, знать критерии выбора объекта и предмета исследования, опознавать возможности и ограничения методов анализа и обработки данных социологического исследования, назвать основные принципы формирования выборочной совокупности и разработки инструментария социологического исследования;
перечислить различные теории и концепции, применяемые в современных исследованиях, знать новые методические подходы к организации и проведению социологических исследований, опознавать современные методы исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать место и роль социологических исследований в социологической науке и социальной практике, сравнивать различные виды социологического исследования, сравнивать и интерпретировать классические и современные методы исследования социальных процессов, интерпретировать особенности, возможности и ограничения количественных и качественных методов социологического исследования, обосновывать применение различных парадигм, теорий и концепций в организации и проведении прикладного исследования;
самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований, ориентироваться в мировой литературе, включая результаты международных исследований, обосновывать применение того или иного исследовательского метода для решения задач исследования, понимать содержание и последовательность реализации организационных процедур социологического исследования, соотносить свою исследовательскую деятельность с международными тенденциями развития;
классифицировать социологические методы в зависимости от целей и задач исследования, обосновывать применение того или иного методического подхода к организации и проведению социологического исследования с учетом его целей и задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки теоретико-методологического основания эмпирического исследования, навыками применения методологии и основ социологической теории в зависимости от конкретного вида социологического исследования;
навыками разработки программы социологического исследования, способами формирования выборочной совокупности, методикой организации и проведения социологического исследования с использованием различных технологий сбора данных, технологиями обработки и анализа результатов социологического исследования, моделями интерпретации данных;
навыками планирования социологического исследования, навыками разработки исследовательской стратегии, обоснования и составления предложения/заявки на проведение исследования, навыками разработки и представления научных результатов исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования
1.1. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Управление процессом исследования как трудовой деятельностью: разведение ролей, затраты, методы стимулирования Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Дизайн исследования как стратегия проведения эмпирического социологического исследования Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Обоснование выбора методов сбора и анализа данных Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Основная стратегия исследования: поисковая, описательная, аналитическая Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования Сам. работа 1 10 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Современные методы сбора социологической информации
2.1. Современные методы сбора социологической информации Лекции 1 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Технологии сбора данных: общие проблемы традиционных и современных методов Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Сбор информации методами опросов: интервью face-to-face, телефонное интервью, анкетирование, on-line и off-line опросы, прессовые и почтовые опросы Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Развитие опросов в формате mixed-method.Способы использования количественно-качественных (mixed) методов Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Интервью (биографическое, фокусированное, углубленное/глубинное и др.). Фокус-группа. Коллективная дискуссия. Открытая групповая дискуссия. Анализ случая как исследовательская стратегия. Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Современные методы сбора социологической информации Сам. работа 1 10 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования
3.1. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования Лекции 1 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Обоснование методов обработки данных. Назначение программ для ввода данных. Технология компьютерного анализа социологических данных. Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Анализ одномерных распределений и таблиц сопряженности. Методы многомерного анализа. Социологический индекс как инструмент анализа социологических эмпирических данных. Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Документальные источники в социологических исследованиях и методы их анализа. Качественный подход к анализу текстов. Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования Сам. работа 1 20 ОК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.