Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | Дать комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе старения. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц старших возрастных групп; проанализировать дифференциацию важнейших факторов и условий адаптации лиц пожилого и старческого возраста; возможные пути социальной адаптации лиц пожилого и старческого возраста. Представить анализ социально-психологических изменений, связанных с нормальным старением. Рассмотрены психологические и социальные проблемы пожилых людей, их семейное окружение, методы психологической помощи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13 |
ОПК-3 | готовностью необходимости и способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни |
ПК-9 | Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретико-методологические основы социальной геронтологии социальную и социально-психологическую характеристики представителей пожилого и старческого возраста проблемы старших возрастных групп на индивидуально-личностном, групповом и институциональном уровнях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценивать социально-психологические изменения в старшем возрасте и социально-психологический статус лиц пожилого и старческого возраста оценивать проблемы в молодежной среде и в среде лиц старшего возраста, вырабатывать организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи и лиц пожилого возраста, умением организовать информационное обеспечение молодежи и пожилых людей по реализации социальной и молодежной политики, взаимодействие со средствами массовой информации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | технологиями анализа развития в молодом возрасте и старшем возрасте на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа. практическими навыками по использованию современных психодиагностических методик при работе с лицами пожилого и старческого возраста и молодого возраста |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Предмет и задачи социальной геронтологии | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Предмет и задачи социальной геронтологии | Практические | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Предмет и задачи социальной геронтологии | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Старый человек в старом обществе (демографический анализ) | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Старый человек в старом обществе (демографический анализ) | Практические | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Старый человек в старом обществе (демографический анализ) | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Продолжительность этой непродолжительной жизни | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Продолжительность этой непродолжительной жизни | Практические | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Продолжительность этой непродолжительной жизни | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Основные линии pазвития геpонтологических пpедставлений | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Основные линии pазвития геpонтологических пpедставлений | Практические | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Основные линии pазвития геpонтологических пpедставлений | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Направления развития социальной геронтопсихологии | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Направления развития социальной геронтопсихологии | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Направления развития социальной геронтопсихологии | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Социологические и социально-психологические теории старения | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Социологические и социально-психологические теории старения | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.19. | Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.20. | Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы лиц пожилого и старческого возраста | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.21. | Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы лиц пожилого и старческого возраста | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.22. | Психосоциальная адаптация лиц пожилого и старческого возраста | Практические | 7 | 1 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.23. | Психосоциальная адаптация лиц пожилого и старческого возраста | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.24. | Социально-психологическое ощущение старости лицами пожилого и старческого возраста | Практические | 7 | 1 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.25. | Социально-психологическое ощущение старости лицами пожилого и старческого возраста | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-9 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС прилагается |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хисматуллина З. Н. | Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | КГТУ, 2011 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Басов Н. Ф. | Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Абдрахманова З. Р. | Геронтология: Учебная литература для ВУЗов | ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Басов Н.Ф. | Социальная геронтология: практикум: | Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова,, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для просмотра лекционных, презентационных материалов Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |