МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная геронтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Социальная геронтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе старения. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц старших возрастных групп; проанализировать дифференциацию важнейших факторов и условий адаптации лиц пожилого и старческого возраста; возможные пути социальной адаптации лиц пожилого и старческого возраста.
Представить анализ социально-психологических изменений, связанных с нормальным старением. Рассмотрены психологические и социальные проблемы пожилых людей, их семейное окружение, методы психологической помощи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовностью необходимости и способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни
ПК-9 Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы социальной геронтологии
социальную и социально-психологическую характеристики представителей пожилого и старческого возраста
проблемы старших возрастных групп на индивидуально-личностном, групповом и институциональном уровнях
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать социально-психологические изменения в старшем возрасте и социально-психологический статус лиц пожилого и старческого возраста
оценивать проблемы в молодежной среде и в среде лиц старшего возраста, вырабатывать организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи и лиц пожилого возраста, умением организовать информационное обеспечение молодежи и пожилых людей по реализации социальной и молодежной политики, взаимодействие со средствами массовой информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями анализа развития в молодом возрасте и старшем возрасте на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа.
практическими навыками по использованию современных психодиагностических методик при работе с лицами пожилого и старческого возраста и молодого возраста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предмет и задачи социальной геронтологии Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Предмет и задачи социальной геронтологии Практические 7 4 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Предмет и задачи социальной геронтологии Сам. работа 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Старый человек в старом обществе (демографический анализ) Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Старый человек в старом обществе (демографический анализ) Практические 7 4 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Старый человек в старом обществе (демографический анализ) Сам. работа 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Продолжительность этой непродолжительной жизни Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Продолжительность этой непродолжительной жизни Практические 7 4 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Продолжительность этой непродолжительной жизни Сам. работа 7 4 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Основные линии pазвития геpонтологических пpедставлений Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Основные линии pазвития геpонтологических пpедставлений Практические 7 4 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Основные линии pазвития геpонтологических пpедставлений Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Направления развития социальной геронтопсихологии Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Направления развития социальной геронтопсихологии Практические 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Направления развития социальной геронтопсихологии Сам. работа 7 4 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Социологические и социально-психологические теории старения Практические 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Социологические и социально-психологические теории старения Сам. работа 7 6 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста Практические 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста Сам. работа 7 4 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы лиц пожилого и старческого возраста Практические 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы лиц пожилого и старческого возраста Сам. работа 7 4 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Психосоциальная адаптация лиц пожилого и старческого возраста Практические 7 1 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Психосоциальная адаптация лиц пожилого и старческого возраста Сам. работа 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Социально-психологическое ощущение старости лицами пожилого и старческого возраста Практические 7 1 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Социально-психологическое ощущение старости лицами пожилого и старческого возраста Сам. работа 7 2 ОПК-3, ПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хисматуллина З. Н. Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГТУ, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Басов Н. Ф. Социальная геронтология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абдрахманова З. Р. Геронтология: Учебная литература для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Басов Н.Ф. Социальная геронтология: практикум: Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова,, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра лекционных, презентационных материалов Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.