МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 15
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 15 15 15 15
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна;старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение роли и места теоретической и прикладной социальной психологии в объяснении общественных процессов и явлений, изучение методологии и истории социальной психологии, изучение основных положений теории социальной психологии, освоение методов социально-психологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-8 Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы коллективной деятельности.
принципы и направления социально-психологической адаптации молодых людей в организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать в различных коллективах.
определять проблемы и нарушения социально-психологической адаптации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками кооперации с коллегами по решению различных задач.
навыками реализации социально-психологической адаптации молодых людей в различных организациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическая социальная психология
1.1. Социальная психология как наука, ее становление и развитие Лекции 5 4 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Социальная психология личности Лекции 5 4 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Социальная психология личности Практические 5 6 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. Социальная психология общения Лекции 5 4 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Социальная психология общения Практические 5 6 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.6. Психология социальной группы Лекции 5 4 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.7. Психология социальной группы Практические 5 6 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.8. Лидерство и руководство Лекции 5 4 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.9. Лидерство и руководство Практические 5 6 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.10. Теоретическая социальная психология Сам. работа 5 10 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Прикладная социальная психология
2.1. Характеристика основных методов социально-психологической диагностики Лекции 5 6 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Характеристика основных методов социально-психологической диагностики Практические 5 6 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Практика использования социальной психологии в различных областях Лекции 5 4 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Практика использования социальной психологии в различных областях Практические 5 6 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.5. Прикладная социальная психология Сам. работа 5 5 ОК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Объект, предмет, методология социальной психологии.
Структура социально-психологической теории, ее значение и место в системе наук о человеке и обществе.
Дискуссия о предмете социальной психологии в отечественной науке.
Современные представления о предмете теоретической и прикладной социальной психологии.
«Взаимодействие» как универсальное понятие социальной психологии.
Зарубежные научные школы социальной психологии.
Психоаналитический подход к пониманию социально-психологических явлений.
Бихевиористский подход к интерпретации социально-психологических явлений.
Социально-психологические явления с позиций гуманистической психологии.
Социальная психологические явления с точки зрения трансактного анализа.
Социально-психологическое взаимодействие с позиций экзистенциальной психологии.
Этапы развития социальной психологии в СССР.
Отечественные теории социальной психологии.
Теория отношений В.Н. Мясищева.
Теория установки Д.Н. Узнадзе.
Диспозиционная теория В.А. Ядова.
Теория культурно-исторических типов Л.С. Выготского.
Социализация личности. Стадии, институты и механизмы социализации.
Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.
Понятие и дифференциация социальной и психологической нормы и патологии.
Социально-психологическая компетентность личности.
Коммуникативная компетентность.
Перцептивная компетентность.
Ситуационно-бытовая компетентность.
Факторы социально-психологической компетентности.
Социальная идентичность.
Формы проявления социальной идентичности, влияние социальной идентичности на поведение.
Личность как субъект социальных отношений.
Нарушения структуры личности и компенсаторные механизмы
Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.
Психологические отношения:
Понятие, структура и виды общения, знаковые системы в общении.
Функции общения
Социальный стереотип.
Ролевое поведение и установка.
Деформация социальных отношений и общения.
Генезис и развитие малой группы.
Механизмы групповой динамики.
Социально-психологические характеристики малой группы.
Социальная психология напряженности и конфликтов.
Сущность и характеристика социально-психологического воздействия.
Психология больших социальных групп и движений
Характеристика массовых социально-психологических явлений.
Социально-психологическая характеристика безопасности.
Психология толпы.
Характеристика основных методов социально-психологической диагностики.
Наблюдение и тестирование социально-психологических явлений.
Экспериментальное исследование социально-психологических явлений
Социометрия.
Прикладные исследования проблем личности в социальной психологии. Прикладная социальная психология и политика.
Прикладная социальная психология в сфере экономики.
Прикладная социальная психология в образовании.
Прикладная социальная психология в здравоохранении
Экстремальная прикладная социальная психология
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Возможности и ограничения теории Г. Тарда в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории З. Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории К. Хорни в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории Э. Фромма в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории А. Адлера в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории К.Г. Юнга в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории К. Левина в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории Э. Эриксона в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории Э Шострома в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории А. Маслоу в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории Б. Скиннера в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории Ж. Пиаже в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории А.Н. Леонтьева в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории Рубинштейна в объяснении общественных процессов и явлений
Возможности и ограничения теории Л.И. Уманского в объяснении общественных процессов и явлений
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрухина С. Р. Социальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э2 Психологический портал МГУ flogiston.ru
Э3 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» e.lanbook.com
Э5 «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru
Э6 Социальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.