МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная реабилитация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Социальная реабилитация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Социальная реабилитация» являются: изучить теоретические и методологические основания, как базу для технологии практической работы по организации социальной реабилитации молодежи; определить содержание и сущность социальной реабилитации молодежи; изучить основные стратегии организации социальной реабилитации; обучить практическим основам социальной реабилитации молодежи в различных учреждениях; освоить практические технологии и методики социальной реабилитации молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 владением навыками проведения эмпирических исследований по молодежной тематике
ПК-5 Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.проблемы занятости молодежи, проблемы трудоустройства молодежи, проблемы предпринимательства молодежи
3.2.Уметь:
3.2.1.оказывать социальную реабилитацию в проблеме занятости молодежи, оказывать социальную реабилитацию в проблеме трудоустройства молодежи, оказывать социальную реабилитацию в проблеме предпринимательства молодежи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социальной поддержки в области занятости, навыками социальной поддержки в области трудоустройства, навыками социальной поддержки в области предпринимательства и пр.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. основы социальной реабилитации молодежи
1.1. Основные характеристики деятельности по социальной реабилитации молодежи. Лекции 4 4 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Модели деятельности, связанные с социальной реабилитацией молодежи. Многовариантность подходов к социальной реабилитации молодежи. Специфика социальной реабилитации молодежи в РФ на современном этапе. Структуры по социальной реабилитации молодежи. Соотношение учебного курса с другими социологическими, социальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Лекции 4 4 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность организации социальной реабилитации молодежи. Состояние, опыт, возможности социально-педагогических технологий в работе с молодежью. Структура и задачи социальной службы по реабилитации молодежи. Концептуальные направления организации социальной реабилитации молодежи. Лекции 4 4 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Модель развития учреждений по социальной реабилитации молодежи. Основные уровни организации службы. Организационные принципы деятельности. Многообразие форм и методов работы по социальной реабилитации. Лекции 4 4 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные направления деятельности по социальной реабилитации. Объект и субъект практики социальной реабилитации молодежи. Классификация объектов в практике социальной реабилитации молодежи. Основные характеристики клиентов социальной реабилитации. Практические 4 6 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.6. Принципы и закономерности практики социальной реабилитации молодежи. Принципы оказания услуг по социальной реабилитации молодежи. Комплексный подход к решению социальной реабилитации молодежи в системе социальных служб для молодежи. Специализированные социальные службы, социальные комплексы, территориальные социальные центры по реабилитации молодежи. Практические 4 6 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.7. Современные подходы к изучению психологических основ социальной реабилитации молодежи. Краткий обзор достижений, исследований в области психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы с молодежью. Практические 4 6 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.8. Проблемы психосоциальной саморегуляции личности. Работа с личностью группы риска по обучению основам психосоциальной саморегуляции. Методические рекомендации по изучению основ проведения разных форм психосоциальной саморегуляции. Особенности технологий психосоциальной саморегуляции. Практические 4 6 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные подходы к реабилитации личности с противоправным поведением Социально педагогическая реабилитация подростков и молодежи. Реабилитационные социально-педагогические технологии. Адаптационные технологии в работе молодежью. Практические 4 2 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.10. Психологическое консультирование как одна их технологий в социальной реабилитации молодежи. Сущность и содержание. Правовые и этические основы консультирования в социальной реабилитации Технологии социального обслуживания. Социального консультирования, посреднической деятельности, профилактики. Опеки. Попечения, реабилитации и социальной адаптации. Сам. работа 4 10 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.11. Социально-педагогические технологии в организации работы с молодежью. Цели и задачи реабилитационной работы. Общая схема социально-педагогической деятельности. Этапы социально-педагогической деятельности. Понятие «методика». Сущность методов социально-педагогической деятельности. Приемы и средства в социально-педагогической деятельностью с молодежью. Диагностика, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация. Сам. работа 4 10 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.12. Система социальной реабилитации молодежи в РФ. Основные задачи социальной реабилитации молодежи. Альтернативные подходы к социальной реабилитации молодежи. Сам. работа 4 10 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общей редакцией: Валеева Н.Ш. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие: Казань: КНИТУ, 2011, biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э2 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 Научно-исследовательский центр «Регион» www.regioncentre.ru
Э5 Вопросы психологии www.voppsy.ru
Э6 Психологические исследования – электронный журнал psystudy.ru
Э7 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э8 Социальная реабилитация portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Micrjsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.