Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 30 | 30 | 30 | 30 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Социальная реабилитация» являются: изучить теоретические и методологические основания, как базу для технологии практической работы по организации социальной реабилитации молодежи; определить содержание и сущность социальной реабилитации молодежи; изучить основные стратегии организации социальной реабилитации; обучить практическим основам социальной реабилитации молодежи в различных учреждениях; освоить практические технологии и методики социальной реабилитации молодежи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-2 | владением навыками проведения эмпирических исследований по молодежной тематике |
ПК-5 | Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | проблемы занятости молодежи, проблемы трудоустройства молодежи, проблемы предпринимательства молодежи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оказывать социальную реабилитацию в проблеме занятости молодежи, оказывать социальную реабилитацию в проблеме трудоустройства молодежи, оказывать социальную реабилитацию в проблеме предпринимательства молодежи |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками социальной поддержки в области занятости, навыками социальной поддержки в области трудоустройства, навыками социальной поддержки в области предпринимательства и пр. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. основы социальной реабилитации молодежи | ||||||
1.1. | Основные характеристики деятельности по социальной реабилитации молодежи. | Лекции | 4 | 4 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Модели деятельности, связанные с социальной реабилитацией молодежи. Многовариантность подходов к социальной реабилитации молодежи. Специфика социальной реабилитации молодежи в РФ на современном этапе. Структуры по социальной реабилитации молодежи. Соотношение учебного курса с другими социологическими, социальными и психолого-педагогическими дисциплинами. | Лекции | 4 | 4 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Сущность организации социальной реабилитации молодежи. Состояние, опыт, возможности социально-педагогических технологий в работе с молодежью. Структура и задачи социальной службы по реабилитации молодежи. Концептуальные направления организации социальной реабилитации молодежи. | Лекции | 4 | 4 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Модель развития учреждений по социальной реабилитации молодежи. Основные уровни организации службы. Организационные принципы деятельности. Многообразие форм и методов работы по социальной реабилитации. | Лекции | 4 | 4 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Основные направления деятельности по социальной реабилитации. Объект и субъект практики социальной реабилитации молодежи. Классификация объектов в практике социальной реабилитации молодежи. Основные характеристики клиентов социальной реабилитации. | Практические | 4 | 6 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Принципы и закономерности практики социальной реабилитации молодежи. Принципы оказания услуг по социальной реабилитации молодежи. Комплексный подход к решению социальной реабилитации молодежи в системе социальных служб для молодежи. Специализированные социальные службы, социальные комплексы, территориальные социальные центры по реабилитации молодежи. | Практические | 4 | 6 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Современные подходы к изучению психологических основ социальной реабилитации молодежи. Краткий обзор достижений, исследований в области психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы с молодежью. | Практические | 4 | 6 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Проблемы психосоциальной саморегуляции личности. Работа с личностью группы риска по обучению основам психосоциальной саморегуляции. Методические рекомендации по изучению основ проведения разных форм психосоциальной саморегуляции. Особенности технологий психосоциальной саморегуляции. | Практические | 4 | 6 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Основные подходы к реабилитации личности с противоправным поведением Социально педагогическая реабилитация подростков и молодежи. Реабилитационные социально-педагогические технологии. Адаптационные технологии в работе молодежью. | Практические | 4 | 2 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Психологическое консультирование как одна их технологий в социальной реабилитации молодежи. Сущность и содержание. Правовые и этические основы консультирования в социальной реабилитации Технологии социального обслуживания. Социального консультирования, посреднической деятельности, профилактики. Опеки. Попечения, реабилитации и социальной адаптации. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Социально-педагогические технологии в организации работы с молодежью. Цели и задачи реабилитационной работы. Общая схема социально-педагогической деятельности. Этапы социально-педагогической деятельности. Понятие «методика». Сущность методов социально-педагогической деятельности. Приемы и средства в социально-педагогической деятельностью с молодежью. Диагностика, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Система социальной реабилитации молодежи в РФ. Основные задачи социальной реабилитации молодежи. Альтернативные подходы к социальной реабилитации молодежи. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под общей редакцией: Валеева Н.Ш. | Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие: | Казань: КНИТУ, 2011, | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ковальчук М.А. | Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие | ВЛАДОС, 2010 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская государственная библиотека | www.rsl.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | www.e-library.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э4 | Научно-исследовательский центр «Регион» | www.regioncentre.ru | ||
Э5 | Вопросы психологии | www.voppsy.ru | ||
Э6 | Психологические исследования – электронный журнал | psystudy.ru | ||
Э7 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э8 | Социальная реабилитация | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Micrjsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |