МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная структура, социальные институты и процессы в регионе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология региона: социально-экономическое и этнокультурное развитие азиатского приграничья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СРег-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Социальная структура, социальные институты и процессы в регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение студентов навыкам академической работы по анализу и исследованию социальной структуры, социальных институтов и процессов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, отчеты, представлять результаты работы с учетом особенностей потенциальной аудитории
ПК-4 способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические подходы в анализе социальных институтов и социальных процессов
современные тенденции и направления методологических разработок в области социологических исследований социальных процессов исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить сравнительный анализ проблем социологии управления, выделять их факторы, находить возможные пути решения; применять полученные знания на практике;
разрабатывать инструментарий и процедуры сбора данных, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать данные;
планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
транслировать общие знания в профессиональной и социальной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками преподавании социологических дисциплин (глубокое знание основных школ направлений, способность к социологической рефлексии);
технологиями планирования и реализации исследований в области социальных институтов и процессов;
навыками проведения экспертной оценки исследовательских программ и результатов их реализации, разработки исследовательских программ, самостоятельной организации и проведения социологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научное исследование социальной структуры, социальных институтов и процессов
1.1. Проблемное поле современных исследований в области социальных институтов и процессов. Практические и теоретические результаты имеющихся научных исследований Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
1.2. Основные элементы программы исследования социальных институтов и процессов Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
1.3. Составление библиографии и обзора литературы Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
1.4. Составление библиографии и обзора литературы Поиск релевантной литературы. Описание системы поиска. Сам. работа 2 0 Л2.2, Л2.1
1.5. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем в области анализа социальных процессов Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
1.6. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем и вопросов в рамках выбранного направления исследований. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
1.7. Поиск релевантной литературы. Описание системы поиска Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
1.8. Обзор литературы и основные требования к нему. Анализ источников, его необходимость и основные направления. Поиск литературных источников Сам. работа 2 20 Л2.2, Л2.1
1.9. Теоретические результаты имеющихся научных исследований в области анализа современных социальных процессов Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
1.10. Последовательность процедур при подготовке литобзора, основные источники. Структура обзора литературы, основанная на проблемах, а не на описании отдельных текстов. Основные правила библиографического описания. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
1.11. Правильный подбор методов проведения исследования и анализа данных. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
1.12. Экономическая и социологическая теория как основа выдвижения гипотез. Обоснование гипотез с опорой на обзор литературы. Обоснование методов тестирования гипотез в тексте. Практические 2 1 Л2.2, Л2.1
1.13. Представление данных. Описание результатов изучения социальных процессов и институтов. Сам. работа 2 7 Л2.2, Л2.1
1.14. Представление данных. Описание результатов изучения социальных процессов и институтов. Сам. работа 2 31 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Немировский В. Г., Немировская А. В. Социокультурные процессы в Сибирском регионе (Красноярский край в 2010–2014 гг.): Научные монографии Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Черняева А. С. История и философия науки. Структура научного знания: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СибГТУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и выступлений студентов: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.