МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное обслуживание молодежи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное обслуживание молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Социальное обслуживание молодежи» являются: изучение теоретических и методологических оснований как базы для технологии практической работы по организации социального обслуживания молодежи. Определение содержания и сущности социального обслуживания молодежи; изучение основных стратегий организации молодежной деятельности и их специфики в регионе; обучение основам организации и планирования работы с молодежью в различных учреждениях (образовательных, культурно – досуговых и др.); освоение практических технологий и методик активизации социального обслуживания молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические и методологические основания технологии практической работы по организации социального обслуживания молодежи. Содержание и сущность социального обслуживания молодежи.
Специфику эффективного планирования. Базовые и инновационные технологии сбора и систематизации научной информации в контексте работы в молодежных сообществах. Способы использования полученных знаний в профессиональном контексте.
3.2.Уметь:
3.2.1.Реализовать основные стратегии организации молодежной деятельности и их специфику в регионе.
Обучать основам организации и планирования работы с молодежью в различных учреждениях (образовательных, культурно – досуговых и др.). Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации. Осуществлять само менеджмент в контексте саморазвития.
Использовать базовые и инновационные современные информационные технологии для сбора и систематизации научной информации в контексте работы в молодежных сообществах. Использовать полученные знания в профессиональном контексте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Реализации и совершенствования практических технологий и методик активизации социального обслуживания молодежи.
Формирования личностных моделей по осуществлению саморазвития, самосовершенствования и самообразования.
Поиска необходимой информации, систематизации ее по необходимым критериям. Использования полученных знаний в профессиональном контексте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы социального обслуживания молодежи
1.1. Основные характеристики деятельности по социальному обслуживанию молодежи Лекции 5 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.2. Модели деятельности, связанные с социальным обслуживание молодежи. Многовариантность определения молодежи. Понятия, категории и структуры по социальному обслуживанию молодежи Лекции 5 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.3. Сущность организации социального обслуживания молодежи. Состояние, опыт, возможности социально-педагогических технологий в работе с молодежью. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.4. Основные направления деятельности и виды социальных служб для молодежи. Практические 5 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.5. Объект и субъект практики социальной работы с молодежью. Классификация объектов в практике социального обслуживания молодежи. Практические 5 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.6. Основные характеристики клиентов социального обслуживания. Принципы и закономерности практики социального обслуживания молодежи Практические 5 8 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.7. Специализированные социальные службы, социальные комплексы, территориальные социальные центры для молодежи. Практические 5 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.8. Особенности социального обслуживание разных категорий молодежи. Практические 5 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.9. Современные подходы к изучению функций, статуса, типологии семьи в контексте социального обслуживания молодежи. Проблемы социального обслуживания девиантной молодежи Сам. работа 5 10 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.10. Социальное обслуживание молодежи в сфере образования. Система образования как сфера жизнедеятельности человека. Привентивно - консультативная, охранно-защитная работа с детьми и подростками Сам. работа 5 10 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.11. Досуговая. Спортивно-массовая, оздоровительная деятельность с молодежью. Сам. работа 5 10 Л1.1
1.12. Проблема преступности несовершеннолетних. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Основные подходы к профилактике противоправного поведения молодежи. Адаптационные технологии в работе молодежью Сам. работа 5 10 ОК-7, ПК-1 Л1.1
1.13. Социальное обслуживание молодежи как технология. Сущность и содержание. Технологии социального обслуживания. Социально-педагогические технологии в организации работы с молодежью. Сам. работа 5 9 ОК-7, ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания к экзамену
Теоретические вопросы
1. Дайте определение молодежи. Раскройте особенности депопуляции молодежи в современное время в РФ.
2. Каковы объект и предмет исследования организации обслуживания молодежи.
3. Каковы объект и предмет исследования социального обслуживания молодежи ?
4. Какова взаимосвязь социальной педагогики и организации социального обслуживания молодежи ?
5. Раскройте понятие «методика», ее роль в организации социально-педагогического обслуживания молодежи.
6. Методы социально-педагогической деятельности в работе с молодежью.
7. Методы коррекции в работе с молодежью.
8. Социально-педагогические технологии, их использование в работе с молодежью.
9. Система социально-педагогической деятельности (взаимосвязь между целью, содержанием, методами, формами).
10. Каковы механизмы применения социально-педагогической технологий ?
11. Основные функции семьи, их кризис, влияние кризиса семьи на молодежь.
12. Социальный статус семьи, ее типология в контексте работы с молодежью.
13. Деятельность социального педагога по работе с семьей.
14. Формы социально-педагогической помощи семье.
15. Структура социальной адаптации современной семьи.
16. Семьи группы риска.
17. Статус семьи в контексте работы с молодежью.
18. Структура социальной адаптации семьи.
19. Использование типологии семьи в социальной педагогике.
Практические задания
20. Сформулируйте программу социальной помощи неблагополучным семьям.
21. Сформулируйте программу социальной помощи асоциальным семьям.
22. Опишите деятельность социального педагога по работе с семьей.
23. Предложите принципы психологической помощь семье.
24. Опишите посредническую помощь семье. Другие виды помощи семье
25. Осуществите рейтинг видов социально-педагогической помощи семье.
26. Опишите специфику кризисинтервентной помощи семье.
27. Опишите специфику проблемно-ориентированной помощи семье.
28. Опишите патронаж, его цели, принципы.
29. Опишите принципы комплексного подхода в социально-педагогической помощи семье.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Профессия социальный педагог по работе с молодежью в 21 веке.
2. Становление работы с молодежью в России и за рубежом.
3. Обзор основных методов в работе с молодежью.
4. История развития педагогических и социально-педагогических технологий в работе с молодежью.
5. Семья как институт социализации молодого человека.
6. Особенности социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье.
7. Социальная адаптация трудных подростков.
8. Пьянство и алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
9. Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих алкоголь.
10. Специфика подростковой наркомании.
11. Социальная дезадаптация наркоманов.
12. Социально-педагогическая реабилитация девочек-проституток.
13. Роль общественных организаций в профилактике преступного поведения.
14. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения и отклонениях в личностном развитии.
15. Профилактическая работа социального педагога при первичных формах социальной дезадаптации подростка.
16. Специализированные реабилитационные центры как институт реабилитации трудных подростков.
17. Методы и формы антиалкогольного воспитания детей в семье.
18. Конвенция ООН о правах ребенка, принимающего алкогольные напитки.
19. Роль общественных организаций в профилактике молодежного алкоголизма.
20. Социальная реабилитация освободившихся из воспитательных колоний.
21. Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема.
22. Социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодежи.
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Социальное обслуживание молодежи http://portal.edu.asu.ru/course/edit.php?id=3109
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.