МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология аддикций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология аддикций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. сформировать у студентов представление об основных механизмах влияния на организм наркотических и токсических веществ, сформировать стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, на профилактику аддиктивного поведения у подростков, способствовать овладению теоретико-методологических основ профилактики аддикций у подростков

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. сущность понятий аддикций, аддиктивное поведение; – механизмы формирования аддикций; – основные профилактические подходы; –наиболее известные отечественные и зарубежные программы профилактики аддикций.
3.2.Уметь:
3.2.1.– оперировать основными терминами и понятиями; –воспроизводить содержание тем дисциплины, апеллируя к необходимым источникам; – использовать полученные знания и навыки в практике профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками диагностики различных видов аддикций; – навыками анализа аддиктивных рисков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы социологии аддикций
1.1. Аддикции как социальная проблема Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Причины, сущность, механизм формирования аддиктивного поведения Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные направления и формы профилактики аддикций Лекции 5 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Аддикции как социальная проблема Практические 5 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Причины, сущность, механизм формирования аддиктивного поведения Практические 5 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Виды зависимостей Сам. работа 5 2 ПК-1 Л2.1
1.7. Основные направления и формы профилактики аддикций Сам. работа 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Социально-психологические признаки аддиктивного поведения. Критерии отнесенности поведения к разряду зависимого: стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, сильные эмоциональные переживания, замещающий эффект. Механизм возникновения аддикций. Механизм формирования аддиктивной зависимости (изменение психического состояния, частотность воспроизведения состояния, поведенческая стереотипность, доминация, деструкция Сам. работа 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Характерные черты аддиктивной личности. Общие особенности аддиктивных личностей: сниженная переносимость трудностей, скрытый комплекс неполноценности, поверхностный характер социабельности, стереотипность поведения, уход от ответственности, зависимость, тревожность. Распространенные реакции на перемены у аддиктов. Межличностные отношения аддиктов. Эмоциональные связи с предметом аддикции. Замещение. Деструктивная сущность аддиктивного поведения Сам. работа 5 2 ПК-1
1.10. Наркотическая зависимость. Химические зависимости у подростков. Наркомании. Классификация наркоманий по МКБ-10, по Э.А. Бабаяну. Эпидемиология, группа риска. Медикаментозная зависимость. Симптомы интоксикации и отмены при употреблении различных наркотиков. Ранние диагностические признаки. Фазность развития наркоманий по И.Н. Пятницкой, Э.А. Бабаяну Сам. работа 5 2 ПК-1
1.11. Основные направления и формы профилактики зависимого поведения. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения. Общая и специальная профилактика. Пути и способы выхода из зависимости. Факторы, мешающие излечению. Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий зависимого поведения. Сам. работа 5 2 ПК-1
1.12. Наркомания. Этапы фармакотерапии: детоксикация, купирование абстинентного синдрома. Традиционные методы отечественной психотерапии: рациональная психотерапия, гипносуггестия, эмоциональнострессовая психотерапия, аутогенная тренировка, наркопсихотерапия, игровая психотерапия и терапия творчеством, коллективная психотерапия Современные методы психотерапии: конфликт-центрированная, поведенческая терапия, гештальттерапия, семейная, средовая терапия, социотерапия, терапевтические сообщества. Показания к применению психоаналитических методов. Сам. работа 5 10 ПК-1
1.13. Алкоголизм. Диагностика, обследование. Особенности позиции консультанта. Организация направления больного на лечение. Показания для госпитализации. Фармакотерапия. Условно-рефлекторная терапия, гипносуггестия, НЛП, медитация, тренинг самоконтроля с применением биологической обратной связи, обучение альтернативному поведению. Позитивная психотерапия, терапевтическая программа А. Гребенюка. Работа с психологическими защитами и развитие духовности в малых группах. Биографически-ориентированные и темо-центрические средние группы. Использование психорисунка и семейной скульптуры, терапия творческим самовыражением. Поддерживающая психодинамическая терапия. Терапевтические сообщества, программа 12 шагов Сам. работа 5 5 ПК-1
1.14. Табакокурение. Мотивация отказа от курения. Использование жевательной резинки с лобелином, интраназального никотинового спрея, накожных аппликаторов, акупунктуры. Стратегии прекращения курения: программа Противоракового общества США, 5-шаговая программа В.В. Макарова. Применение гипноза, аверсивной и позитивной психотерапии. Группы взаимоподдержки. Возрастно-половые аспекты зависимостей. Причины приема ПАВ детьми и подростками. Психологические особенности детей и подростков, употребляющих ПАВ. Роль неправильного семейного воспитания. Динамика подростковой наркомании. Сам. работа 5 16 ПК-1
1.15. Профилактические программы Сам. работа 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.16. Экзамен 5 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Что такое аддикции и аддиктивное поведение?
2. Кто и почему в наибольшей степени подвержен аддикции?
3. Психофизиологическая основа аддиктивного поведения.
4. Охарактеризуйте этапы формирования аддикции.
5. Какие виды аддиктивного поведения вы знаете?
6. В чем заключается деструктивная сущность аддиктивного поведения.
7. Назовите характерные черты аддиктивной личности.
8. Что такое пристрастия, в чем их физиологическая и психологическая основа?
9. Что такое стремления, в чем их физиологическая и психологическая основа?
10. Что такое склонности, в чем их физиологическая и психологическая основа?
11. Какова роль семьи в формировании аддиктивного поведения?
12. Влияние школы на формирование аддиктивной стратегии поведения.
13. Что такое созависимость? Характерные черты созависимой личности.
14. Как средства массовой информации способствуют формированию аддиктивной личности?
15. Признаки употребления подростком психоактивных веществ.
16. Каковы признаки физической зависимости от алкоголя.
17. Какие признаки употребления наркотиков вам известны?
18. В чем опасность работогольной аддикции?
19. Какие виды аддикции к еде вам известны? В чем их особенность?
20. В чем заключается опасность приема препаратов бытовой химии?
21. Как формируется интернет-зависимость?
22. Особенности компьютерной игровой зависимости.
23. В чем особенность сексуальной аддикции?
24. Почему подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования аддикции?
25. Какое значение для формирования аддикции имеет возраст первой пробы психоактивных веществ и почему?
26. Какие факторы препятствуют приобщению к употреблению психоактивных веществ?
27. В чем особенность формирования аддиктивного поведения у подростков?
28. На какие этапы можно подразделить процесс педагогической профилактики аддиктивного поведения?
29. Кто должен принимать непосредственное участие в профилактике аддиктивного поведения у подростков?
30. В чем особенность педпрофилактики аддиктивного поведения у подростков с речевыми нарушениями?
31.
Какие программы профилактики аддиктивного поведения у подростков вам известны? Охарактеризуйте одну из них.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Основные направления и формы профилактики зависимого поведения.
Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения.
Общая и специальная профилактика.
Пути и способы выхода из зависимости. Факторы, мешающие излечению.
Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий зависимого поведения.
Вторичная и третичная профилактика аддикций.
Социально-психологическая коррекция зависимого поведения.
Основные направления коррекционной работы.
Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах аддиктивного поведения. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления.
Оценка результативности.
Индивидуальная и групповая коррекционные программы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология здравоохранения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7892A68C-6219-4C2D-9055-8C09FEF869EF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.