Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | Формирование у студентов целостного представления о специфике социологического подхода в общей теории управления и власти, а также навыков принятия управленческих решений на основе социологических знаний. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-5 | Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации |
ПК-7 | Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде |
ПК-8 | Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовый понятийный аппарат социологии управления; основные теоретические подходы и научные школы социологии управления; содержание информационно-аналитического обеспечения управленческого процесса; роль и значение социального прогнозирования и социального проектирования в управленческом процессе; специфику социального управления на федеральном и региональном уровнях организации общества; основы стратегического планирования; критерии и показатели социальной эффективности управленческой деятельности; специфику и особенности государственного управления, его влияния на социальные институты и поведенческие модели общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания, при исследовании социальных практик; применять социологические и статистические данные для диагностики социально-экономических процессов на различных уровнях организации общества |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками проведения самостоятельного социологического исследования процессов управления, управленческой деятельности; социальными технологиями управленческой деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. социология власти и управления | ||||||
1.1. | Социология управления как теория среднего уровня | Лекции | 7 | 4 | ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
1.2. | Социология управления как теория среднего уровня | Практические | 7 | 4 | ПК-5, ПК-7, ПК-8 | |
1.3. | Объект, предмет и основные категории социологии управления. Проблематика социологии управления. Структура социологии управления | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5, ПК-7 | Л3.1, Л2.1 |
1.4. | Общие положения социологии власти | Лекции | 7 | 4 | ||
1.5. | История представлений о власти в социальной мысли | Практические | 7 | 4 | ПК-5, ПК-7, ПК-8 | Л2.1 |
1.6. | Предмет, объект и основные темы исследований в сфере социологии власти. Типы и формы власти | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5, ПК-7, ПК-8 | Л3.1 |
1.7. | Типы и формы власти | Практические | 7 | 4 | ПК-5, ПК-7, ПК-8 | |
1.8. | Процесс управления, его основные субъекты и этапы | Лекции | 7 | 4 | ПК-5, ПК-7, ПК-8 | |
1.9. | Основные особенности групповой деятельности | Практические | 7 | 4 | ПК-5, ПК-7, ПК-8 | |
1.10. | Оценка эффективности демократического, авторитарного и попустительского стилей. Решетка стилей руководства Р. Блейка и Д. Моутона | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5, ПК-7, ПК-8 | Л3.1, Л2.1 |
1.11. | Роль и функции руководителя | Практические | 7 | 4 | ||
1.12. | Групповые роли. Виды групп: условные и реальные, большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные, референтные группы | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-7 | |
1.13. | Стили руководства. Оценка эффективности демократического, авторитарного и попустительского стилей | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-7, ПК-8 | |
1.14. | Понятие власти и авторитета. Структура власти (компоненты и ресурсы власти). Основания и виды власти | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-5, ПК-7 | Л2.1 |
1.15. | Социологическое информационно-аналитическое сопровождение управленческого процесса | Лекции | 7 | 4 | ПК-5 | |
1.16. | Информационная культура. Первичная и вторичная формы социальной информации. Критерии объективности, надежности, достоверности информации | Практические | 7 | 2 | ||
1.17. | Особенности социальной информации. Информационное обеспечение управленческих действий | Практические | 7 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.1 |
1.18. | Социальная информация как основание принятия управленческого решения. Понятие информации | Сам. работа | 7 | 6 | Л2.1 | |
1.19. | Источники социологической информации. Методы сбора социологической информации. Проблема адекватности информации | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-5, ПК-7 | Л2.1 |
1.20. | Экзамен | 7 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы и задания к экзамену Теоретические вопросы 1. Закономерности функционирования и развития управленческих отношений. 2. Виды отношений в социальном управлении. 3. Организация управленческих отношений. 4. Прогнозирование развития социальных процессов. 5. Управление социальными процессами в организациях. 6. Социальные технологии как способ оптимизации социальных процессов в больших и малых социальных группах. 7. Социально–управленческая информация в современных условиях. 8. Информационное обеспечение социального управления. 9. Социологическое обеспечение подготовки, выработки и реализации управленческого решения. 10. Содержание социальных методов и форм выработки управленческого решения. Практические задания 11. Напишите программу социологического исследования в управлении. 12. Изучите современный контент в области управления. Выделите особенности современного российского управления. 13. Найдите общее и отличное в социологии управления и социальной инженерии. 14. Найдите общее и отличное понятий «власть и управление». 15. Найдите общее и отличное понятий социальная организация и управление. 16. Изучите, как социология управления способствует социальному порядку. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы докладов 1. Социологическое обеспечение подготовки, выработки и реализации управленческого решения. 2. Содержание социальных методов и форм выработки управленческого решения. 3. Организация социологического исследования в управлении. 4. Особенности современного российского управления. 5. Социология управления и социальная инженерия. 6. Власть и управление. 7. Социальная организация и управление. 8. Социология управления и социальный порядок. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мокшина В.К, Шубина С.И. | Политическая социология. Часть 1. Власть и гражданское общество: учебное пособие | ИД САФУ, 2014 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фененко Ю.В. | Социология управления: учебник | М.: Юнити-Дана // ЭБС "ONLINE", 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436702 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Тощенко, Ж. Т. | Социология управления: учебник и практикум | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://journal.socio.msu.ru/ - журнал «Социология» | |||
Э2 | http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - «Социологический журнал» | |||
Э3 | http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - «Социологические исследования» (социс) | |||
Э4 | http://lib.socio.msu.ru/l/library - Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова | |||
Э5 | www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту | |||
Э6 | www.socionet.ru - портал по общественным наукам | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
PSPP для составления матриц и проведения анализа данных по проблеме, Браузеры Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera для проведения интернет-поиска информации по проблеме, Офисные приложения MS Office для выполнения треннинговых письменных работ. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |