МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология власти и управления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Глуховерова Д.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология власти и управления

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) утвержденный Министерством образования и науки РФ «20» октября 2015 г., №1173

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов целостного представления о специфике социологического подхода в общей теории управления и власти, а также навыков принятия управленческих решений на основе социологических знаний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-3: владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-8: Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовый понятийный аппарат социологии управления;
основные теоретические подходы и научные школы социологии управления;
содержание информационно-аналитического обеспечения управленческого процесса;
роль и значение социального прогнозирования и социального проектирования в управленческом процессе;
специфику социального управления на федеральном и региональном уровнях организации общества;
основы стратегического планирования;
критерии и показатели социальной эффективности управленческой деятельности;
специфику и особенности государственного управления, его влияния на социальные институты и поведенческие модели общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания, при исследовании социальных практик;
применять социологические и статистические данные для диагностики социально-экономических процессов на различных уровнях организации общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения самостоятельного социологического исследования процессов управления, управленческой деятельности;
социальными технологиями управленческой деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. социология власти и управления
1.1. Социология управления как теория среднего уровня Лекции 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Социология управления как теория среднего уровня Практические 7 4 ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Объект, предмет и основные категории социологии управления. Проблематика социологии управления. Структура социологии управления Сам. работа 7 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-5, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Общие положения социологии власти Лекции 7 2 ПК-5, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. История представлений о власти в социальной мысли Практические 7 4 ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Предмет, объект и основные темы исследований в сфере социологии власти. Типы и формы власти Сам. работа 7 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Типы и формы власти Практические 7 4 ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Процесс управления, его основные субъекты и этапы Лекции 7 2 ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Основные особенности групповой деятельности Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Оценка эффективности демократического, авторитарного и попустительского стилей. Решетка стилей руководства Р. Блейка и Д. Моутона Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3, ПК-5, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Роль и функции руководителя Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Групповые роли. Виды групп: условные и реальные, большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные, референтные группы Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.13. Стили руководства. Оценка эффективности демократического, авторитарного и попустительского стилей Сам. работа 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.14. Понятие власти и авторитета. Структура власти (компоненты и ресурсы власти). Основания и виды власти Сам. работа 7 10 ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.15. Социологическое информационно-аналитическое сопровождение управленческого процесса Лекции 7 4 ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.16. Информационная культура. Первичная и вторичная формы социальной информации. Критерии объективности, надежности, достоверности информации Сам. работа 7 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-5, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.17. Особенности социальной информации. Информационное обеспечение управленческих действий Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-5, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.18. Социальная информация как основание принятия управленческого решения. Понятие информации Сам. работа 7 10 ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.19. Источники социологической информации. Методы сбора социологической информации. Проблема адекватности информации Сам. работа 7 10 ПК-3, ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания к зачету
Теоретические вопросы
1. Закономерности функционирования и развития управленческих отношений.
2. Виды отношений в социальном управлении.
3. Организация управленческих отношений.
4. Прогнозирование развития социальных процессов.
5. Управление социальными процессами в организациях.
6. Социальные технологии как способ оптимизации социальных процессов в больших и малых социальных группах.
7. Социально–управленческая информация в современных условиях.
8. Информационное обеспечение социального управления.
9. Социологическое обеспечение подготовки, выработки и реализации управленческого решения.
10. Содержание социальных методов и форм выработки управленческого решения.
Практические задания
11. Напишите программу социологического исследования в управлении.
12. Изучите современный контент в области управления. Выделите особенности современного российского управления.
13. Найдите общее и отличное в социологии управления и социальной инженерии.
14. Найдите общее и отличное понятий «власть и управление».
15. Найдите общее и отличное понятий социальная организация и управление.
16. Изучите как социология управления способствует социальному порядку
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов
1. Исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения социологии управления.
2. Социальная сущность управления.
3. Предмет, задачи и функции социологии управления.
4. Содержательная структура социологии управления.
5. Принципы социального управления.
6. Основные этапы зарождения и развития социологии управления.
7. Развитие управленческих концепций и развитие социального фактора в управлении.
8. «Идеальный тип» административной организации М.Вебера.
9. Вклад школы «человеческих отношений» в развитие управления.
10. Государственное регулирование в управлении.
11. Объекты социального управления, их типологизация.
12. Методы управления, их классификация и функции.
13. Основные понятия и свойства систем.
14. Социальные системы.
15. Системный подход в управлении.
16. Закономерности управления в социальных системах
17. Структура социального управления.
18. Механизм социального управления

5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мокшина В.К, Шубина С.И. Политическая социология. Часть 1. Власть и гражданское общество: учебное пособие ИД САФУ, 2014 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261009122.html
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фененко Ю.В. Социология управления: учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС "ONLINE", 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436702
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тощенко, Ж. Т. Социология управления: учебник и практикум М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/book/sociologiya-upravleniya-413024
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://journal.socio.msu.ru/ - журнал «Социология»
Э2 http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - «Социологический журнал»
Э3 http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - «Социологические исследования» (социс)
Э4 http://lib.socio.msu.ru/l/library - Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Э5 www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту
Э6 www.socionet.ru - портал по общественным наукам
6.3. Перечень программного обеспечения
PSPP для составления матриц и проведения анализа данных по проблеме,
Браузеры Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera для проведения интернет-поиска информации по проблеме,
Офисные приложения MS Office для выполнения треннинговых письменных работ.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.