МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология города

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология региона: социально-экономическое и этнокультурное развитие азиатского приграничья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СРег-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Ноянзина О.Е.

Рабочая программа дисциплины
Социология города

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления о городе как
а) объекте социологического изучения;
б) как сложном и многообразном социокультурном феномене.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ПК-2 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности и проблемы жизни людей в городе;
- факторы возникновения, развития и функционирования городов;
- ключевые тенденции развития городов и городских форм хозяйства и управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать городскую жизнь во всем ее многообразии с помощью социологической методологии и понятийно-категориального аппарата социологии;
- обосновать необходимость и важность такого анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью к социологической оценке состояния и тенденций развития современного города.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология города
1.1. Город как социокультурная система Лекции 2 1 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Зарубежные концепции и исследования города и жизни в городе Практические 2 1 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Отечественные школы социологии города Лекции 2 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. Причины возникновения, развития и укрупнения городов Сам. работа 2 10 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Социальные революции и научно-технический прогресс Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. Крупные города и их подвиды Практические 2 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.7. Города «нового» типа. Малый и средний город. Моногорода Практические 2 1 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.8. Современный человек и современная городская культура Практические 2 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.9. Визуальная составляющая городской культуры Лекции 2 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.10. Социальная структура, социальная мобильность, Социальное самочувствие людей в городе Лекции 2 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.11. Здоровье, здравоохранение и демография Практические 2 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Здоровье, здравоохранение и демография Сам. работа 2 20 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.13. Экология города Практические 2 1 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.14. Экология города Сам. работа 2 10 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.15. Социология города Сам. работа 2 50 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гущин А. Н. Теория устойчивого развития города: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Г.Б. Кораблевой, А.В. Меренкова Социальное пространство современного города: коллективная монография Екатеринбург: изд-во Урал. университета, 2015 elar.urfu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Порядок обучения:
1. Лекции.
На лекциях преподаватель знакомит с основными направлениями рассматриваемой тематики, ведущими представителями основных научных школ, учит анализировать социальные процессы, ставит проблемные вопросы, решить которые необходимо на предстоящих семинарских занятиях. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Но одно лишь посещение лекций является недостаточным для подготовки к семинарским занятиям. Требуется также изучение основной и дополнительной литературы.
2. Семинарские занятия
Семинарские занятия являются важной частью учебного процесса. Для подготовки к семинарским занятиям требуется самостоятельно тщательно изучать лекционный материал по соответствующей тематике, а также читать рекомендуемую по данной тематике литературу.
Самостоятельный поиск литературы, использование других источников
Студентам необходимо вести поиск литературы самостоятельно, ориентируясь не только на рекомендуемый список литературы.
Студентам рекомендуется обращаться к специализированным интернет-ресурсам, которые содержат аналитическую информацию, которая может быть использована при подготовке рефератов, эссе, докладов и других видов самостоятельных работ.
При изучении студентам рекомендуется:
1. систематически вести записи лекций;
2. систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
3. при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам курса и периодики;
4. вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках курса;
5. посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса.