МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология девиаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.;

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология девиаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является формирование у студентов целостного представления о социологии девиаций как отдельной отрасли социального знания, социальных девиациях, их сущности, методах исследования, механизмах социального контроля, противодействия распространению социальных девиаций в современном обществе и их профилактике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-4 готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-5 Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-7 Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные отечественные и зарубежные теоретические подходы к феномену девиантности; классификацию и типологию видов отклоняющегося поведения; факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения; основные модели девиантного поведения; сущность и основные особенности наиболее распространенных видов и форм девиации; о сущности, функциях и типологии социальных норм; основные законы и способы межкультурного и межличностного взаимодействия; сформированное знание о методике оценки социальных процессов в молодежной среде.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать причины
возникновения и
развития девиантного поведения через призму социологического подхода; применять теоретические социологические концепции для принятия организационных решений по реализации молодежной политики и при решении проблем в молодежной среде.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками получения информации о причинах возникновения и особенностях появления девиантного поведения из различных типов источников; навыками практического использования базовых знаний о девиациях для выявления проблем в молодежной среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социология девиаций"
1.1. Введение в учебный курс «Социсохология девианций» Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
1.2. Основные понятия социологии девиаций. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
1.3. Основные понятия социологии девиаций. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 2. Теоретические основы социологии девиаций
2.1. Антропо-биологические концепции девиантности Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
2.2. Антропо-биологические концепции девиантности Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
2.3. Социологические теории девиантности Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
2.4. Социологические теории девиантности Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 3. Эмпирические исследования девиантного поведения
3.1. Вопросы методики и методологии социологии девиаций Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
3.2. Вопросы методики и методологии социологии девиаций Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
3.3. Вопросы методики и методологии социологии девиаций Сам. работа 6 10 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 4. Социальная регуляция девиантного поведения
4.1. Социальные нормы и ценности Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.2. Социальные нормы и ценности Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.3. Социальный контроль Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.4. Социальный контроль Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.5. Социальные условия и формы проявления социальных девиаций в современном российском обществе Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.6. Социальные условия и формы проявления социальных девиаций в современном российском обществе Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.7. Социальные условия и формы проявления социальных девиаций в современном российском обществе Сам. работа 6 10 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 5. Характеристика основных видов социальных девиаций
5.1. Характеристика основных видов социальных девиаций Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.2. Делинквентное поведение и преступность Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.3. Терроризм: понятие, угрозы, перспективы Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.4. Коррупция Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.5. Пьянство и алкоголизм Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.6. Современные технологии в борьбе с алкоголизацией молодежи Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.7. Наркотизм как социальное явление Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.8. Суицид Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.9. Сексуальные девиации Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.10. Характеристика основных видов социальных девиаций Сам. работа 6 14 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 6. Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности
6.1. Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
6.2. Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности Практические 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
6.3. Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности Сам. работа 6 10 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социология девиаций" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.