МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология девиаций
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.;

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология девиаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является формирование у студентов целостного представления о социологии девиаций как отдельной отрасли социального знания, социальных девиациях, их сущности, методах исследования, механизмах социального контроля, противодействия распространению социальных девиаций в современном обществе и их профилактике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-7: Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные отечественные и зарубежные теоретические подходы к феномену девиантности; классификацию и типологию видов отклоняющегося поведения; факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения; основные модели девиантного поведения; сущность и основные особенности наиболее распространенных видов и форм девиации; о сущности, функциях и типологии социальных норм; основные законы и способы межкультурного и межличностного взаимодействия; сформированное знание о методике оценки социальных процессов в молодежной среде.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать причины возникновения и развития девиантного поведения через призму социологического подхода; применять теоретические социологические концепции для принятия организационных решений по реализации молодежной политики и при решении проблем в молодежной среде.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками получения информации о причинах возникновения и особенностях появления девиантного поведения из различных типов источников; навыками практического использования базовых знаний о девиациях для выявления проблем в молодежной среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социология девиаций"
1.1. Введение в учебный курс «Социсохология девианций» Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
1.2. Основные понятия социологии девиаций. Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
1.3. Основные понятия социологии девиаций. Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 2. Теоретические основы социологии девиаций
2.4. Антропо-биологические концепции девиантности Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
2.5. Антропо-биологические концепции девиантности Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
2.6. Социологические теории девиантности Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
2.7. Социологические теории девиантности Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 3. Эмпирические исследования девиантного поведения
3.8. Вопросы методики и методологии социологии девиаций Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
3.9. Вопросы методики и методологии социологии девиаций Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
3.10. Вопросы методики и методологии социологии девиаций Сам. работа 6 10 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 4. Социальная регуляция девиантного поведения
4.11. Социальные нормы и ценности Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.12. Социальные нормы и ценности Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.13. Социальный контроль Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.14. Социальный контроль Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.15. Социальные условия и формы проявления социальных девиаций в современном российском обществе Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.16. Социальные условия и формы проявления социальных девиаций в современном российском обществе Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
4.17. Социальные условия и формы проявления социальных девиаций в современном российском обществе Сам. работа 6 10 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 5. Характеристика основных видов социальных девиаций
5.18. Характеристика основных видов социальных девиаций Лекции 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.19. Делинквентное поведение и преступность Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.20. Терроризм: понятие, угрозы, перспективы Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.21. Коррупция Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.22. Пьянство и алкоголизм Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.23. Современные технологии в борьбе с алкоголизацией молодежи Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.24. Наркотизм как социальное явление Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.25. Суицид Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.26. Сексуальные девиации Практические 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
5.27. Характеристика основных видов социальных девиаций Сам. работа 6 14 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
Раздел 6. Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности
6.28. Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности Лекции 6 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
6.29. Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности Практические 6 4 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1
6.30. Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности Сам. работа 6 10 ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлен в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691017568.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.