Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | Целью данного курса является формирование у студентов целостного представления о социологии девиаций как отдельной отрасли социального знания, социальных девиациях, их сущности, методах исследования, механизмах социального контроля, противодействия распространению социальных девиаций в современном обществе и их профилактике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-4 | готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе |
ПК-5 | Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации |
ПК-7 | Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные отечественные и зарубежные теоретические подходы к феномену девиантности; классификацию и типологию видов отклоняющегося поведения; факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения; основные модели девиантного поведения; сущность и основные особенности наиболее распространенных видов и форм девиации; о сущности, функциях и типологии социальных норм; основные законы и способы межкультурного и межличностного взаимодействия; сформированное знание о методике оценки социальных процессов в молодежной среде. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать причины возникновения и развития девиантного поведения через призму социологического подхода; применять теоретические социологические концепции для принятия организационных решений по реализации молодежной политики и при решении проблем в молодежной среде. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками получения информации о причинах возникновения и особенностях появления девиантного поведения из различных типов источников; навыками практического использования базовых знаний о девиациях для выявления проблем в молодежной среде. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Социология девиаций" | ||||||
1.1. | Введение в учебный курс «Социсохология девианций» | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
1.2. | Основные понятия социологии девиаций. | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
1.3. | Основные понятия социологии девиаций. | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 2. Теоретические основы социологии девиаций | ||||||
2.1. | Антропо-биологические концепции девиантности | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
2.2. | Антропо-биологические концепции девиантности | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
2.3. | Социологические теории девиантности | Лекции | 6 | 4 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
2.4. | Социологические теории девиантности | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 3. Эмпирические исследования девиантного поведения | ||||||
3.1. | Вопросы методики и методологии социологии девиаций | Лекции | 6 | 4 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
3.2. | Вопросы методики и методологии социологии девиаций | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
3.3. | Вопросы методики и методологии социологии девиаций | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 4. Социальная регуляция девиантного поведения | ||||||
4.1. | Социальные нормы и ценности | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
4.2. | Социальные нормы и ценности | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
4.3. | Социальный контроль | Лекции | 6 | 4 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
4.4. | Социальный контроль | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
4.5. | Социальные условия и формы проявления социальных девиаций в современном российском обществе | Лекции | 6 | 4 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
4.6. | Социальные условия и формы проявления социальных девиаций в современном российском обществе | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
4.7. | Социальные условия и формы проявления социальных девиаций в современном российском обществе | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 5. Характеристика основных видов социальных девиаций | ||||||
5.1. | Характеристика основных видов социальных девиаций | Лекции | 6 | 4 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.2. | Делинквентное поведение и преступность | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.3. | Терроризм: понятие, угрозы, перспективы | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.4. | Коррупция | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.5. | Пьянство и алкоголизм | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.6. | Современные технологии в борьбе с алкоголизацией молодежи | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.7. | Наркотизм как социальное явление | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.8. | Суицид | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.9. | Сексуальные девиации | Практические | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.10. | Характеристика основных видов социальных девиаций | Сам. работа | 6 | 14 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 6. Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности | ||||||
6.1. | Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности | Лекции | 6 | 2 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
6.2. | Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности | Практические | 6 | 4 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
6.3. | Профилактика социальных девиаций и оценка ее эффективности | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-6, ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлен в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Представлен в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ковальчук М.А. | Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие | ВЛАДОС, 2010 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Социология девиаций" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |