МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология и психология гендера
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Социология и психология гендера

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение теоретических и методических основ гендерного подхода, а также методов психологического и социологического анализа гендера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-8: Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативно-правовые основы, гарантирующие толерантное отношение ко всем людям, независимо от расы, этноса, конфессиональной принадлежности. объединения, занимающиеся пропагандой идей этнической, религиозной толерантности, гендерного равенства, борющиеся с дискриминацией.
основные направления теорий социологии и психологии гендера и ориентироваться в их методологических принципах, иметь представление о социокультурном контексте, который вызвал те или иные модели объяснения феномена социального пола.
3.2.Уметь:
3.2.1.различать теоретические подходы к феномену гендера, иметь представление о социальной истории, этапах развития, основных характеристиках, возможностях социологического и психологического анализа социального института пола.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками построения междисциплинарных подходов к анализу гендера, выработать гендерную сенситивность к социальным проблемам, имеющим полоспецифичный характер.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология и психология гендера
1.1. Введение в предмет Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в предмет Практические 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в предмет Практические 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. Гендерный подход в классических и постклассических социологических теориях Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Гендерный подход в классических и постклассических социологических теориях Практические 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.6. Гендерный подход в классических и постклассических социологических теориях Практические 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.7. Гендерный подход в классических и постклассических социологических теориях Сам. работа 6 10 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.8. Теоретико-методологические аспекты гендерной психологии Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.9. Содержание понятия «гендер», его связь с другими категориями социологии и психологии Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.10. Теоретико-методологические аспекты гендерной психологии Практические 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.11. Теоретико-методологические аспекты гендерной психологии Практические 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.12. Теоретико-методологические аспекты гендерной психологии Сам. работа 6 10 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.13. Концептуализация гендера в men’s studies  women’s studies Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.14. Маскулинность и фемининность как центральные категории гендерной социологии и психологии Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.15. Социально-психологическое содержание понятий сексуальной и гендерной идентичности Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.16. Концептуализация гендера в men’s studies  women’s studies Практические 6 6 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.17. Концептуализация гендера в men’s studies  women’s studies Практические 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.18. Содержание понятия «гендер», его связь с другими категориями социологии и психологии Сам. работа 6 10 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.19. Маскулинность и фемининность как центральные категории гендерной социологии и психологии Сам. работа 6 15 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кислицына И. Г. Гендерология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=459485
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кранзеева Е. А. Гендерная социология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232677
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Э7 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э8 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э9 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э10 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э11 http://www.owl.ru/gender – Сайе ИЦ Независимого Женского Форума
Э12 http://www.gender.ru – Cайт Московского Центра гендерных исследований
Э13 http://www.gender.univer.kharkov.ua – Cайт Харьковского Центра гендерных исследований
Э14 http://www.lib.ru – Электронная библиотека
Э15 http://www.igorkon.ru – персональный сайт И.С. Кона
Э16 http://www.psyarticles.ru – учебные материалы по психологии и психологические статьи
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении студентам рекомендуется:
1. систематически вести записи лекций;
2. систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
3. при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам курса и периодики;
4. посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса.