Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 32 | 32 | 32 | 32 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | формирование у студентов представлений о социально-экономических причинах и последствиях миграции населения |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-5 | Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации |
ПК-9 | Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные определения и понятия, связанные с миграцией населения; теории и классификации миграции, области социологического изучения миграции; основные факторы, тенденции и закономерности миграционных процессов на международном и национальном уровнях; источники информации о мигрантах и особенности их учета; способы выявления проблем в молодежной среде в контексте миграции населения; специфику выработки органиазционных решений в области труда, досуга, предпринимательства, способы реализации молодежных инициатив в контексте социологии миграции |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем миграции и для идентификации потребностей и интересов различных групп мигрантов; оценивать социально-экономические, демографические и геополитические последствия миграционных процессов для отдающих и принимающих сообществ в различных условиях, в том числе с учетом фактора неопределенности; использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; принимать органиазционные решения для изучения актуальных социальных проблем миграции и для идентификации потребностей и интересов различных групп мигрантов формулировать актуальные и востребованные инициативы в молодежной среде в контексте социологии миграции |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками критической оценки источников статистической информации о занятости, безработице и миграции; навыками выступления с актуальными и востребованными инициативами в молодежной среде; анализом механизмов и моделей миграции и миграционного поведения; реализации актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде в контексте социологии миграции, используя для решения значимых профессиональных задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. основы социологии миграций | ||||||
1.1. | Миграция как объект социологического анализа. Социология миграции в структуре социологического знания. Междисциплинарность в изучении миграции. Области социологического изучения миграции. | Лекции | 3 | 4 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Становление и развитие научных знаний о миграции. Миграционные законы Э. Равенштейна. Основы социологического подхода к изучению миграции. Подходы к определению сущностных характеристик и критериев миграции населения как социального явления: миграция | Лекции | 3 | 4 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Социологический подход к типологизации миграционных процессов. Классификации миграции. Теоретико-концептуальные модели миграции: теория «притяжения-выталкивания», культурологическая, ассимиляционная и этносоциологическая теории. Причины, факторы и функции миграции. Социологические теории миграции. | Лекции | 3 | 4 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Социальный феномен миграции в истории человеческого сообщества. Миграционные тенденции в мире и России за последние 20 лет. Миграция в условиях глобализации: масштабы, модели, тенденции, противоречия. | Лекции | 3 | 4 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Показатели миграции населения. Размеры миграции абсолютные и относительные. Прибытие и выбытие мигрантов. Чистая миграция, неттомиграция или сальдо миграции. Валовая миграция или брутто-миграция. Характеристики миграционных потоков на основе демографических, социальных, профессиональных, половозрастных показателей. Миграционные потоки и когорты | Практические | 3 | 10 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Источники информации о миграции населения: миграционные карты, пограничный контроль, регистры населения, выборочные обследования, переписи населения. Система обязательной прописки (опыт Советского Союза и России). Введение паспортной системы и регистрации по месту жительства. Регистрация по месту постоянного проживания и временного пребывания в России. Органы и службы регистрации мигрантов. | Практические | 3 | 10 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Системы сбора данных по типам мигрантов. Измерение денежных переводов. Проблема учета и сопоставления статистических данных по миграции в различных странах мира. Количественные и качественные методы исследования миграции. Особенности проведения опросов и интервью с мигрантами. | Практические | 3 | 4 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Причины миграции. Интенсивность миграционной мобильности населения в разных социальных группах: мера заданности миграционной мобильности социальным происхождением, образованием, социальным статусом, национальностью и т.д. Особенности в миграционном поведении мужчин и женщин | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Личностные установки и предпочтения в сознании и поведении потенциальных мигрантов. Ожидания индивидов и социальных групп от смены места жительства. Влияние миграции на изменения социального статуса индивида или группы (изменение рода занятий, социального положения, ролевых функций и т.д.) на новом месте жительства. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Социально-экономические и демографические последствия миграции для отдающих и принимающих сообществ Демографические последствия миграции. Сальдо миграции. Влияние миграции на численность населения | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-5, ПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бритвина, И. Б. | Миграция и эффективность массовой коммуникации: учебно-методическое пособие | Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ионцев, В. А. | Международная миграция населения и демографическое развитие: | М., 2014 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативные правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. |