МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология миграции
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология миграции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование у студентов представлений о социальноэкономических причинах и последствиях миграции населения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-9: Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные определения и понятия, связанные с миграцией населения;
теории и классификации миграции, области социологического изучения миграции;
основные факторы, тенденции и закономерности миграционных процессов на международном и национальном уровнях;
источники информации о мигрантах и особенности их учета.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем миграции и для идентификации потребностей и интересов различных групп мигрантов;
оценивать социально-экономические, демографические и геополитические последствия миграционных процессов для отдающих и принимающих сообществ в различных условиях, в том числе с учетом фактора неопределенности;
использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критической оценки источников статистической информации о занятости, безработице и миграции;
навыками толерантного поведения в коллективе;
выработки организационных решений в области труда,занятости,предпринимательства, быта и досуга мигрантов;
реализации и поддержки актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. основы социологии миграций
1.1. Миграция как объект социологического анализа. Социология миграции в структуре социологического знания. Междисциплинарность в изучении миграции. Области социологического изучения миграции. Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Становление и развитие научных знаний о миграции. Миграционные законы Э. Равенштейна. Основы социологического подхода к изучению миграции. Подходы к определению сущностных характеристик и критериев миграции населения как социального явления: миграция Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Социологический подход к типологизации миграционных процессов. Классификации миграции. Теоретико-концептуальные модели миграции: теория «притяжения-выталкивания», культурологическая, ассимиляционная и этносоциологическая теории. Причины, факторы и функции миграции. Социологические теории миграции. Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.4. Социальный феномен миграции в истории человеческого сообщества. Миграционные тенденции в мире и России за последние 20 лет. Миграция в условиях глобализации: масштабы, модели, тенденции, противоречия. Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.5. Показатели миграции населения. Размеры миграции абсолютные и относительные. Прибытие и выбытие мигрантов. Чистая миграция, неттомиграция или сальдо миграции. Валовая миграция или брутто-миграция. Характеристики миграционных потоков на основе демографических, социальных, профессиональных, половозрастных показателей. Миграционные потоки и когорты Лекции 1 8 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.6. Источники информации о миграции населения: миграционные карты, пограничный контроль, регистры населения, выборочные обследования, переписи населения. Система обязательной прописки (опыт Советского Союза и России). Введение паспортной системы и регистрации по месту жительства. Регистрация по месту постоянного проживания и временного пребывания в России. Органы и службы регистрации мигрантов. Практические 1 12 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.7. Системы сбора данных по типам мигрантов. Измерение денежных переводов. Проблема учета и сопоставления статистических данных по миграции в различных странах мира. Количественные и качественные методы исследования миграции. Особенности проведения опросов и интервью с мигрантами. Практические 1 8 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.8. Причины миграции. Интенсивность миграционной мобильности населения в разных социальных группах: мера заданности миграционной мобильности социальным происхождением, образованием, социальным статусом, национальностью и т.д. Особенности в миграционном поведении мужчин и женщин Сам. работа 1 24 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.9. Личностные установки и предпочтения в сознании и поведении потенциальных мигрантов. Ожидания индивидов и социальных групп от смены места жительства. Влияние миграции на изменения социального статуса индивида или группы (изменение рода занятий, социального положения, ролевых функций и т.д.) на новом месте жительства. Сам. работа 1 10 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.10. Социально-экономические и демографические последствия миграции для отдающих и принимающих сообществ Демографические последствия миграции. Сальдо миграции. Влияние миграции на численность населения Сам. работа 1 2 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бритвина, И. Б. Миграция и эффективность массовой коммуникации: учебно-методическое пособие Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275959
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионцев, В. А. Международная миграция населения и демографическое развитие: М., 2014 http://znanium.com/catalog/product/534182
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативные правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.