Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_01_СУ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н, профессор Максимова С.Г.
1.1. | Формирование системных знаний в области социологии организаций, целостного представления о ключевых проблемах социологии организаций и особенностях управления организацией; изучение основ теории социальных организаций и феномена организации; освоение социологических аспектов основных организационных систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-2 | способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук |
ПК-1 | способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие методы исследования, специальные методы исследования специфику методов изучения основных проблем социологии организаций; специфику прикладных исследований в области социологии организаций |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять личностные и групповые особенности функционирования организационных систем; обрабатывать и анализировать да изменять научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности, использовать новые методы исследования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками исследования организационных систем; навыками решения исследовательских задач в сфере социологии организаций и подготовки экспертных заключений и рекомендаций способностью к самостоятельному обучению новыми методами исследования, навыками изменения научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социологический подход к анализу организаций | ||||||
1.1. | Социальные организации. Типология и структура организации | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Социальные организации. Типология и структура организации | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Социальные организации. Типология и структура организации | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Основы социального управления в организациях | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Основы социального управления в организациях | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Основы социального управления в организациях | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основные проблемы социологии организаций | ||||||
2.1. | Проблемы функционирования организаций: споры и конфликты | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Проблемы функционирования организаций: споры и конфликты | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Проблемы функционирования организаций: споры и конфликты | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Организационные изменения и организационное развитие | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Организационные изменения и организационное развитие | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Организационные изменения и организационное развитие | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Организационное проектирование | Практические | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Организационное проектирование | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Задания и вопросы к зачету Теоретические вопросы 1. Понятие и виды управленческих решений. Признаки решения, субъекты и объекты. 2. Классификация управленческих решений. 3. Решения в технических, биологических, социальных, управленческих системах 4. Сущность управленческих решений и формы их реализации. 5. Качество управленческих решений. Оценка уровня качества и факторы, влияющие на него. 6. Проблемы, возникающие при принятии управленческих решений, их структура, предмет, объект, субъект, цели. 7. Методы графического отображения управленческих проблем и методы их выявления. 8. Формы разработки управленческих решений. 9. Формы реализации управленческих решений. 10. Методология разработки управленческих решений. Принципы успешного решения проблем. 11. Системный анализ в принятии управленческих решений. Его отличия от традиционного анализа. 12. Инструменты принятия решений и анализа, используемые на различных стадиях разработки управленческого решения. 13. Принципы организации разработки управленческих решений. Функции руководителя, системного аналитика в организации разработки. Картотека проблемных ситуаций. 14. Типовые этапы разработки управленческого решения (7 этапов). 15. Принципиальная схема разработки и реализации управленческого решения (15 этапов). 16. Технологическая модель разработки управленческого решения (5 этапов). 17. Моделирование процесса разработки управленческого решения. его положительные и отрицательные особенности. 18. Функции, процедуры и операции при разработке управленческих решений. 19. Организация разработки и выполнения управленческих решений. 20. Процедуры согласования решения при разработке управленческих решений. 21. Процедуры принятия решения при разработке управленческих решений. 22. Процедуры утверждения решения при разработке управленческих решений. 23. Процедуры организации выполнения решения при разработке управленческих решений. 24. Социально-психологические основы разработки управленческих решений. 25. Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения. Влияние темперамента, разновидности авторитета руководителя, Влияние пола на управленческую деятельность. 26. Этические основы разработки управленческих решений. 27. Понятие риска и неопределенности в принятии управленческих решений, их классификация, виды рисков. 28. Риск на различных уровнях принятия решения. Особенности принятия управленческих решений в условиях риска. 29. Виды информационных технологий, тенденции их развития и роль в принятии управленческих решений. 30. Эволюция информационных систем в области принятия управленческих решений. 31. Эффективность использования информационных технологий и их влияние на процесс и результаты управленческих решений. Практические задания 32. Примите пример решения по выбору стратегии развития информационной системы управления. 33. Осуществите имитационное моделирование в принятии управленческих решений. 34. Реализуйте использование деревьев решений в принятии управленческих решений. 35. Предложите задачу о назначениях и управленческие ситуации для ее применения. 36. Обоснуйте методы экспертизы в разработке управленческих решений. 37. Предложите методы сетевого планирования в принятии управленческих решений 38. приведите примеры деловых игр в принятии управленческих решений. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы докладов и рефератов 1. Современная концепция принятия решений: основные черты. 2. Дескриптивная и нормативная теории в принятии решений. 3. Функции управленческого решения. 4. Типология управленческих решений. 5. Основные факторы, влияющие на принятие решений. 6. Требования к качеству управленческих решений. Свойства качественных решений. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении: практическими зааданиями, вопросами к семинарам, к зачету,темами рефератов. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Барков, С. А. | Социология организаций: учебник | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/CC3C2C0A-5BC3-4C86-94D9-9324C822ADE4. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тощенко, Ж. Т. | Социология управления: учебник и практикум | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Башмаков В.И. - под ред., Леньков Р.В. - под ред. | СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.socioline.ru/node/842 | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |