МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология приграничья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология региона: социально-экономическое и этнокультурное развитие азиатского приграничья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СРег-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Социология приграничья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение особенностей и механизмов реализации региональных социально-
экономических процессов, выявление доминант современного развития приграничных регионов России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность современных теорий, моделей и методов социологического исследования, основные определения и понятия, связанные с социальными проблемами приграничья, специфику жизнедеятельности населения в приграничье; теории и классификации приграничных регионов России. Теоретико-методологические основы организации социологического исследования приграничного региона. Суть влияния методологии на исследовательский процесс. Исторические предпосылки формирования и современное взаимодействие количественной и качественной традиции эмпирической социологии. Функции количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать и обосновывать выбор методов в мониторинговом исследовании социальной проблематики приграничья, уметь организовать полевой этап исследования и собирать эмпирические данные в соответствии с исследовательскими целями и задачами, выбранной стратегией и методами, использовать полученные в теории знания для формулирования цели, ставить задачи в фундаментальных и прикладных отраслях социологии, в контексте социологии приграничья.
Использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем приграничья; использовать социологические методы исследования для идентификации потребностей и интересов различных групп населения в приграничных регионах России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками планирования и организации социологического исследования проблем приграничья; навыками критической оценки источников статистической информации о занятости, безработице и миграции в приграничных регионах. Навыками обработки и интерпретации данных исследования социальных проблем приграничья с использованием современных информационных технологий, формулировки научно обоснованных выводов по социальным и исследовательским проблемам. Анализа механизмов социального регулирования проблем жизнедеятельности в российском приграничье; качественными и количественными методами изучения разных аспектов функционирования приграничных регионов России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. основы социологии пригрничья
1.1. Раздел 1. Сущность социологии приграничья. Теоретические подходы к анализу. Лекции 1 4 Л1.1
1.2. Введение в социологию приграничья Практические 1 4 Л1.1
1.3. Основные критерии регионов приграничья России. Практические 1 2 Л1.1
1.4. Приграничный регион как объект социологического.семинар анализа Сам. работа 1 10 Л1.1
1.5. Приграничные регионы России: культурные, .семинаристорические особенности формирования и критерии районирования. Сам. работа 1 20 Л1.1
1.6. Население и административно-территориальное устройство приграничного региона. Сам. работа 1 20 Л1.1
1.7. Трудовой потенциал приграничного региона. Сам. работа 1 20 Л1.1
1.8. Город как социокультурное явление и территориальный субъект приграничья. Сам. работа 1 10 Л1.1
1.9. Динамика и специфика развития социально-политических процессов в регионах приграничья. Сам. работа 1 9 Л1.1
1.10. Экзамен 1 9 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания и вопросы к экзамену
Теоретические вопросы
1.Социология приграничного региона: содержание, предмет и методы исследования
2. Приграничный регион как система.
3. Типология российских приграничных регионов.
4. Специфика Алтайского края как приграничного региона.
5. Население Алтайского края.
6.Административно-территориальное устройство региона
7. Трудовой потенциал приграничного региона.
8. Город как социокультурное явление и территориальный субъект приграничного региона.
9. Село в структуре территориальной общности приграничного региона.
10. Способы организации экономической деятельности в приграничном регионе
11. Особенности развития регионального товарного рынка в приграничье.
12. Геоэкономическое положение приграничных регионов.
13. Развитие социально-политических процессов в приграничье.
14. Современная политическая ситуация в регионах приграничья.
15. Региональные элиты
16. Внешнеэкономическая деятельность регионов приграничья.
17. Международные связи приграничных регионов в гуманитарной сфере
18. Геополитическое положение регионов приграничья
Практические задания
19. Представьте структуру социальной сферы регионов приграничья.
20. Опишите социальную политику региональной власти
21. Опишите межнациональные и межконфессиональные отношения в приграничных регионах.
22. Охарактеризуйте государственно-конфессиональную политику регионов приграничья.
23. Опишите современную региональную политику приграничья: тенденции и противоречия
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
.Население и административно-территориальное устройство приграничного региона.
2.Население Алтайского края: структура и национальный состав.
3. Современная численность населения и его размещение на территории региона.
4.Административно-территориальное устройство региона. Социальное воспроизводство населения как функция территориальной общности.
5.Основные факторы, тенденции и показатели демографического развития региона. 6.Оценка демографической ситуации в различных областях Алтайского края: причины дисбаланса.
7.Миграционные процессы. Понятие «открытый» и «закрытый» регион.
8. Прогнозирование численности и состава населения региона, оценки будущих миграций в Алтайском крае.
9. Трудовой потенциал региона.
10. Воспроизводство трудового потенциала региона. Размещение и использование трудовых ресурсов.
11. Региональные рынки труда, регулирование занятости.
12.Факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения рабочей силы, ее качественные характеристики.
13. Региональные особенности формирования профессиональной занятости
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении: вопросами семинаров, практическими заданиями, темами реферата, вопросами к экзамену.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. Социальная работа и социальная сплоченность общества: учеб. пособие М.:, 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.