Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология региона: социально-экономическое и этнокультурное развитие азиатского приграничья |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СРег-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | Изучение особенностей и механизмов реализации региональных социально- экономических процессов, выявление доминант современного развития приграничных регионов России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность современных теорий, моделей и методов социологического исследования, основные определения и понятия, связанные с социальными проблемами приграничья, специфику жизнедеятельности населения в приграничье; теории и классификации приграничных регионов России. Теоретико-методологические основы организации социологического исследования приграничного региона. Суть влияния методологии на исследовательский процесс. Исторические предпосылки формирования и современное взаимодействие количественной и качественной традиции эмпирической социологии. Функции количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выбирать и обосновывать выбор методов в мониторинговом исследовании социальной проблематики приграничья, уметь организовать полевой этап исследования и собирать эмпирические данные в соответствии с исследовательскими целями и задачами, выбранной стратегией и методами, использовать полученные в теории знания для формулирования цели, ставить задачи в фундаментальных и прикладных отраслях социологии, в контексте социологии приграничья. Использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем приграничья; использовать социологические методы исследования для идентификации потребностей и интересов различных групп населения в приграничных регионах России |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками планирования и организации социологического исследования проблем приграничья; навыками критической оценки источников статистической информации о занятости, безработице и миграции в приграничных регионах. Навыками обработки и интерпретации данных исследования социальных проблем приграничья с использованием современных информационных технологий, формулировки научно обоснованных выводов по социальным и исследовательским проблемам. Анализа механизмов социального регулирования проблем жизнедеятельности в российском приграничье; качественными и количественными методами изучения разных аспектов функционирования приграничных регионов России. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. основы социологии пригрничья | ||||||
1.1. | Раздел 1. Сущность социологии приграничья. Теоретические подходы к анализу. | Лекции | 1 | 4 | Л1.1 | |
1.2. | Введение в социологию приграничья | Практические | 1 | 4 | Л1.1 | |
1.3. | Основные критерии регионов приграничья России. | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.4. | Приграничный регион как объект социологического.семинар анализа | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
1.5. | Приграничные регионы России: культурные, .семинаристорические особенности формирования и критерии районирования. | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.1 | |
1.6. | Население и административно-территориальное устройство приграничного региона. | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.1 | |
1.7. | Трудовой потенциал приграничного региона. | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.1 | |
1.8. | Город как социокультурное явление и территориальный субъект приграничья. | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
1.9. | Динамика и специфика развития социально-политических процессов в регионах приграничья. | Сам. работа | 1 | 9 | Л1.1 | |
1.10. | Экзамен | 1 | 9 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Задания и вопросы к экзамену Теоретические вопросы 1.Социология приграничного региона: содержание, предмет и методы исследования 2. Приграничный регион как система. 3. Типология российских приграничных регионов. 4. Специфика Алтайского края как приграничного региона. 5. Население Алтайского края. 6.Административно-территориальное устройство региона 7. Трудовой потенциал приграничного региона. 8. Город как социокультурное явление и территориальный субъект приграничного региона. 9. Село в структуре территориальной общности приграничного региона. 10. Способы организации экономической деятельности в приграничном регионе 11. Особенности развития регионального товарного рынка в приграничье. 12. Геоэкономическое положение приграничных регионов. 13. Развитие социально-политических процессов в приграничье. 14. Современная политическая ситуация в регионах приграничья. 15. Региональные элиты 16. Внешнеэкономическая деятельность регионов приграничья. 17. Международные связи приграничных регионов в гуманитарной сфере 18. Геополитическое положение регионов приграничья Практические задания 19. Представьте структуру социальной сферы регионов приграничья. 20. Опишите социальную политику региональной власти 21. Опишите межнациональные и межконфессиональные отношения в приграничных регионах. 22. Охарактеризуйте государственно-конфессиональную политику регионов приграничья. 23. Опишите современную региональную политику приграничья: тенденции и противоречия |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
.Население и административно-территориальное устройство приграничного региона. 2.Население Алтайского края: структура и национальный состав. 3. Современная численность населения и его размещение на территории региона. 4.Административно-территориальное устройство региона. Социальное воспроизводство населения как функция территориальной общности. 5.Основные факторы, тенденции и показатели демографического развития региона. 6.Оценка демографической ситуации в различных областях Алтайского края: причины дисбаланса. 7.Миграционные процессы. Понятие «открытый» и «закрытый» регион. 8. Прогнозирование численности и состава населения региона, оценки будущих миграций в Алтайском крае. 9. Трудовой потенциал региона. 10. Воспроизводство трудового потенциала региона. Размещение и использование трудовых ресурсов. 11. Региональные рынки труда, регулирование занятости. 12.Факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения рабочей силы, ее качественные характеристики. 13. Региональные особенности формирования профессиональной занятости |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении: вопросами семинаров, практическими заданиями, темами реферата, вопросами к экзамену. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Холостова Е.И. | Социальная работа и социальная сплоченность общества: учеб. пособие | М.:, 2018 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |