Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология региона: социально-экономическое и этнокультурное развитие азиатского приграничья |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СРег-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | формирование научного представления о математико-статистическом инструментарии моделирования социально-экономических и региональных процессов с применением современных пакетов прикладных программ. Задачи курса: -Усвоение важнейших понятий статистического анализа; -Получение студентами знаний об основных методах сбора, группировки и математических методах анализа статистических данных, методах отбора наиболее информативных переменных и снижения размерностей анализируемых моделей; -Получение студентами знаний о методах исследования и построения статистических зависимостей в условиях мультиколлинеарности или по регрессионно-неоднородным исходным данным; -Формирование у студентов знаний об использовании статистических методов, методах статистического моделирования и прогнозирования в социальной сфере и в своей профессиональной деятельности; -Получение практических навыков решения социальных задач с использованием методов статистического анализа, современных информационных технологий и пакетов программ; -Формирование у студентов умения применять современный математико-статистический инструментарий при решении различных задач моделирования социальных объектов, а также при организации и анализе результатов выборочных обследований населения и опросов экспертов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы исследования и построения статистических зависимостей в условиях мультиколлинеарности или по регрессионно-неоднородным исходным данным, методы отбора наиболее информативных переменных и снижения размерностей анализируемых моделей. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять современный математико-статистический инструментарий при решении задач моделирования социальных объектов, а также при организации и анализе результатов выборочных обследований населения и опросов экспертов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками моделирования и решения задач прогнозирования социальных процессов, навыками оценки знаний для решения задач на основе статистических методов с помощью современных средств вычислительной техники, навыками обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Особенности статистических методов исследования социальных процессов | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.2 |
1.2. | Современные технологии анализа социальных процессов | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Построение уравнения парной регрессии. Метод наименьших квадратов для оценки параметров парной линейной регрессии. F-критерий Фишера для оценки значимости уравнения парной линейной регрессии в целом. Таблица дисперсионного анализа. Оценка значимости коэффициента (параметра) регрессии. Стандартные ошибка коэффициента регрессии, t-критерий Стьюдента. Точечный и интервальный прогноз по линейному уравнению парной регрессии. Стандартная ошибка прогноза. Расчет доверительных границ прогноза. Доверительный интервал линейной регрессии. | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Построение уравнения парной регрессии. Метод наименьших квадратов для оценки параметров парной линейной регрессии. F-критерий Фишера для оценки значимости уравнения парной линейной регрессии в целом. Таблица дисперсионного анализа. Оценка значимости коэффициента (параметра) регрессии. Стандартные ошибка коэффициента регрессии, t-критерий Стьюдента. Точечный и интервальный прогноз по линейному уравнению парной регрессии. Стандартная ошибка прогноза. Расчет доверительных границ прогноза. Доверительный интервал линейной регрессии. | Сам. работа | 2 | 18 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Построение уравнения множественной регрессии. Выбор вида модели (уравнения) регрессии. Матрица парных корреляций при отборе факторов в модели множественной регрессии, мультиколлинеарность факторов в модели множественной регрессии. Использование коэффициентов множественной детерминации факторов. Частныe F-критерии Фишера для оценки факторов, включаемых в модель множественной регрессии. Оценка значимости уравнения множественной регрессии по F-критерию Фишера. Таблица дисперсионного анализа. Анализ и отбор факторов, построения линейного уравнения множественной регрессии | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Построение уравнения множественной регрессии. Выбор вида модели (уравнения) регрессии. Матрица парных корреляций при отборе факторов в модели множественной регрессии, мультиколлинеарность факторов в модели множественной регрессии. Использование коэффициентов множественной детерминации факторов. Частныe F-критерии Фишера для оценки факторов, включаемых в модель множественной регрессии. Оценка значимости уравнения множественной регрессии по F-критерию Фишера. Таблица дисперсионного анализа. Анализ и отбор факторов, построения линейного уравнения множественной регрессии | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Построение уравнения парной нелинейной и множественной регрессии с применением современных технологий статистического анализа данных | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Построение уравнения парной нелинейной и множественной регрессии с применением современных технологий статистического анализа данных | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К.В. Балдин, В.Н. Башлыков, А.В. Рукосуев | Теория вероятностей и математическая статистика : учебник | М.: Дашков и Ко // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453249 |
Л1.2 | Толстова Ю.Н. | МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА ДЛЯ СОЦИОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дронов С.В. | Математическая статистика: | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Статистический анализ данных в Excel | statanaliz.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативные правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. |