МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория измерений в социологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, доцент, Глуховерова Динара Алиевна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Омельченко Дарья Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Теория измерений в социологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать углубленное понимание теоретико-методологического, организационно-методического и инструментально-технического уровней теории измерения в процессе разработки программы конкретно-социологического исследования, на этапах сбора, обработки и анализа социологической информации.
Задачи курса:
- показать и охарактеризовать общие подходы ученых к решению задач и процедур измерения в различных научных сферах;
- раскрыть существующие в социологии варианты полипарадигмального подхода к созданию теории измерений свойств социальных объектов;
- объяснить сущность и содержание проблем измеряемости социальных признаков в процессе конструирования разнотипных моделей объекта и предмета социологического исследования;
- представить и раскрыть содержание различных уровней валидности объекта и предмета исследования;
- охарактеризовать сущность и логику методов одномерного шкалирования мнений респондентов;
- дать углубленное понимание методики и техники социологического тестирования;
- изложить методологию и технику применения проективных методов социологического измерения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы и способы получения, хранения, переработки информации, способы использования компьютера как средства получения информации, способы использования социологических методов исследования для изучения актуальных социальных проблем
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать способы получения, хранения, переработки информации, работать со способами использования компьютера как средства получения информации, использовать социологические методы исследования для изучения социальных проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и способами получения информации, навыками работы за компьютером в программах, способами использования социологических методов исследования для изучения актуальных социальных проблем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. теория измерений в социологии
1.1. Процесс измерения как моделирование свойств социальных объектов Лекции 5 2 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные цели и принципы одномерного шкалирования Лекции 5 2 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Типы шкал и процедуры шкалирования Лекции 5 2 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Процесс измерения как моделирование свойств социальных объектов Сам. работа 5 18 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Процесс измерения как моделирование свойств социальных объектов Практические 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Основные цели и принципы одномерного шкалирования Практические 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Основные цели и принципы одномерного шкалирования Сам. работа 5 20 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Одномерное развертывание Практические 5 1
1.9. Типы шкал и процедуры шкалирования Практические 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Типы шкал и процедуры шкалирования Сам. работа 5 20 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Кравченко Социология: , М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
Л1.2 Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Симонова О.А. История социологии XX века: Учебное пособие Логос, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/теория измерения
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.