Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 41 | 41 | 41 | 41 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | - формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных методов измерения в социологических исследованиях - овладение первичными навыками использования компьютерных программ в процессе применения сложных методов измерения - привитие навыков выбора наилучшего подхода к измерению и адаптации известных методов к ситуации конкретной социологической задачи |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10 |
ПК-8 | способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - методологию и историю развития теории измерений в социологии; - исходные принципы и понятия теории измерений; - основные методы и шкалы, используемые при измерении. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - соотносить понятия и методы теории измерений с понятиями и методами математической статистики; - использовать понятия и методы теории измерений при исследовании социальных проблем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основными практическими приемами измерения и шкалирования в социологии; - приемами интерпретации и визуализации результатов шкалирования; - презентации результатов анализа средствами программных пакетов (SPSS) . |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория измерений общественных отношений | ||||||
1.1. | Понятие измерения в социологии | Лекции | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.2. | Надежность социологического измерения | Лекции | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.3. | Измерительные процедуры | Лекции | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.4. | Шкалирование | Лекции | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.5. | Основные типы и виды шкал | Лекции | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.6. | Индексы и ранжирование в социологическом измерении | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.7. | Понятие измерения в социологии | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.8. | Надежность социологического измерения | Практические | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.9. | Измерительные процедуры | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.10. | Шкалирование | Практические | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.11. | Основные типы и виды шкал | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.12. | Индексы и ранжирование в социологическом измерении | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.13. | Шкала Терстоуна | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.14. | Метод парных сравнений | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.15. | Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.16. | Латентно-структурный анализ | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.17. | Одномерное развертывание | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.18. | Метод парных сравнений | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.19. | Латентно-структурный анализ | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.20. | Одномерное развертывание | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.21. | Многомерное шкалирование | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.22. | Многомерное шкалирование | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.23. | Психосемантические методы в социологии | Лекции | 3 | 1 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.24. | Психосемантические методы в социологии | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
1.25. | Теория измерений общественных отношений | Сам. работа | 3 | 41 | ПК-8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравченко А.И. | МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | А. И. Кравченко | Социология: | , М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с | www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D |
Л1.3 | Кравченко А.И. | МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ионин, Л. Г. | Философия и методология эмпирической социологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | www.biblio-online.ru/book/F3786359-9CB8-4855-8839-DA5D5773DAEB. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Студентам необходимо: - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. |