МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория измерений общественных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат социологчиеских наук, доцент, Глуховерова Динара Алиевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Теория измерений общественных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных методов измерения в социологических исследованиях
- овладение первичными навыками использования компьютерных программ в процессе применения сложных методов измерения
- привитие навыков выбора наилучшего подхода к измерению и адаптации известных методов к ситуации конкретной социологической задачи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы сбора, обработки и интерпретации социальной информации;
типологию и разновидности современных прикладных социологических исследований; основные методы и шкалы, используемые при измерении;
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать и интерпретировать научную и социальную информацию;
применять статистические и социологические методы сбора, обработки социальной информации для решения организационно-управленческих задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме;
способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория измерений общественных отношений
1.1. Понятие измерения в социологии Лекции 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Надежность социологического измерения Лекции 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.3. Измерительные процедуры Лекции 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.4. Шкалирование Лекции 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.5. Основные типы и виды шкал Лекции 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.6. Индексы и ранжирование в социологическом измерении Лекции 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.7. Понятие измерения в социологии Практические 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.8. Надежность социологического измерения Практические 5 1 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.9. Измерительные процедуры Практические 5 2 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.10. Шкалирование Практические 5 2 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.11. Основные типы и виды шкал Практические 5 2 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.12. Индексы и ранжирование в социологическом измерении Практические 5 2 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.13. Теория измерений общественных отношений Сам. работа 5 10 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.14. Шкала Терстоуна Сам. работа 5 10 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.15. Метод парных сравнений Сам. работа 5 10 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.16. Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки Сам. работа 5 10 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.17. Латентно-структурный анализ. Одномерное развертывание Сам. работа 5 10 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.18. Одномерное развертывание Сам. работа 5 10 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.19. Многомерное шкалирование Сам. работа 5 13 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.20. Психосемантические методы в социологии Сам. работа 5 10 ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко А.И. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 А. И. Кравченко Социология: , М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
Л1.3 Кравченко А.И. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионин, Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/F3786359-9CB8-4855-8839-DA5D5773DAEB.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.