МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии организации научных исследований
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Технологии организации научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы научного творчества
Изучить методы активизации научного творчества
Обучить принципам организации научно исследовательской деятельности
Изучить методологию и методику организации и проведения разных этапов научного исследования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
ПК-2: владением навыками проведения эмпирических исследований по молодежной тематике
ПК-3: владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике
ПК-4: способностью оформлять и представлять результаты научно-прикладной деятельности по молодежной тематике в соответствии с российскими и международными нормативными документами и стандартами, научными и специальными требованиями к презентации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Специфику сбора и систематизации научной информации для реализации основных компонентов научного творчества.
Этапы организации научных исследований по актуальной молодежной проблематике. Принципы составления научных программ.
Сущность, структуру научного исследования. Требования к основным компонентам научного исследования. Условия эффективности реализации НИР.
Способы проведения эмпирических исследований по молодежной тематике, решая профессиональные задачи
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять сбор и систематизацию научной информации в необходимом профессиональном контексте.
Составлять обзоры, аннотации и рефераты по проблемам творческого мышления, его диагностике, активизации, а также основных принципов организации НИР.
проводить эмпирические исследования по молодежной тематике.
оформлять и презентовать результаты своей научно-прикладной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами
планировать и организовать эмпирические исследования в необходимом контексте, решая актуальные профессиональные задачи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Сбор и систематизации научной информации в необходимом профессиональном контексте, на основе использоваия современных информационных технологий.
Составлять обзоры, аннотации и рефераты по проблемам творческого мышления, его диагностике, активизации, а также основных принципов организации НИР.
Планирования, организации и проведения эмпирические исследования по молодежной тематике.
Грамотного оформления и оптимальной презентации результаты своей научно-прикладной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами
Навыками составления эвристических программ по активизации мышления, вести научные дискуссии по проблемам научного творчества, организации НИР.
проведения эмпирических исследований в необходимом контексте, решая актуальные профессиональные задачи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы технологии организации анучных исследований
1.1. Проблемы научного творчества на современном этапе развития науки Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л1.1
1.2. Проблемы научного творчества на современном этапе развития науки Лекции 7 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л1.1
1.3. Технологии активизации научного творчества Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л1.1
1.4. Введение в научное исследование. Основные признаки любого экспериментального исследования Практические 7 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1
1.5. Проблемы организации научно-исследовательской работы Лекции 7 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.6. Способы и средства решения научных проблем Практические 7 6 ПК-2 Л1.1
1.7. Приемы организации и проведения научных исследований. Методы сбора фактов и логика доказательств Практические 7 6 ПК-2 Л1.1
1.8. Выбор и формулирование темы исследования Практические 7 6 ПК-2 Л1.1
1.9. Структура НИР, анализ ее компонентов Практические 7 2 ПК-4 Л1.1
1.10. Проблемы организации научно-исследовательской работы Сам. работа 7 14 ПК-2 Л1.1
1.11. Введение в научное исследование. Основные признаки любого экспериментального исследования Сам. работа 7 16 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1
1.12. Структура НИР, анализ ее компонентов Сам. работа 7 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450759
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.