МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг-адаптация к обучению и проживанию в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 126
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 126 126 126 126
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Тренинг-адаптация к обучению и проживанию в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение основ теории и практики адаптации личности к проживанию в России в рамках тренинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 владением навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов
ПК-16 владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать: основы эффективной адаптации проживания и обучения в России за счет формирования оптимальных межкультурных связейоптимальных
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь: использовать навыки ускоренной и успешной адаптации к проживанию и обучению в России на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: навыками саморегуляции в процессе успешной адаптации проживания в России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы тренинга-адаптации к обучению и проживанию в России.
1.1. Проблема адаптации личности и ее психологическая структура Лекции 1 4 ОК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Этапы адаптации проживания личности в другой стране Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.3. Оптимизация адаптации проживания и обучения в другой стране Лекции 1 4 ОК-3 Л1.2, Л2.1
1.4. Национальная специфика коммуникаций в России Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.5. Методы эффективного вербального и невербального общения в России Лекции 1 4 ОК-3, ПК-16 Л1.1, Л2.1
1.6. Тренинг навыков успешной адаптации к проживанию и обучению в России Практические 1 34 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Рефлексия. Отработка полученных на занятиях навыков Сам. работа 1 34 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Эффективные невербальные коммуникации с учетом национальных особенностей проживания в России/Пр/ Сам. работа 1 40 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Эффективные вербальные коммуникации с учетом национальных особенностей проживания в Сам. работа 1 30 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Методы, методики и техники саморегуляции в адаптационном процессе. Сам. работа 1 22 ОК-3, ПК-16 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте теоретические основы процесса адаптации к проживанию личности в другой стране?
2. Назовите основные проблемы адаптации личности иностранца к проживанию и обучению в России?
3. Назовите основные этапы адаптации человека к проживанию в другой стране?
4. Опишите социокультурные особенности проживания в России?
5. Найдите общее и специфическое в проживании человека в России и других странах?
6. В чем суть межличностного общения в России?
7. Выделите основные проблемы коммуникации иностранцев при проживании и обучении в России?
8. Какова суть тренинга в улучшении адаптации личности к проживанию в другой стране?
9. В чем заключается возрастание значимости общения в жизни современного общества?
10. Опишите основные компоненты невербального общения?
11. Выделите основные особенности невербального общения в России ?
12. Найдите общее и специфическое в невербальном общении в России и других странах?
13. Назовите цели и задачи тренинга адаптации личности к обучению и проживанию в России?
14. Что значит общение по принципу « здесь и теперь»?
15. В чем заключается принцип персонификации высказываний в тренинге?
16. В чем заключается принцип акцентирования языка чувств в тренинге?
17. Что значит принцип активности в тренинге?
18. В чем заключается принцип доверительного общения в тренинге.
19. В чем заключается принцип конфиденциальности в тренинге?
20. Назовите основные методы, методики и техники формирования эффективного невербального общения?
21. Назовите основные методы, методики и техники формирования эффективного вербального общения?
22. Что такое ассертивное общение?
23. Назовите основные методы, методики и техники формирования эффективного ассертивного межличностного общения?
24. Назовите основные методы, методики и техники формирования антистрессового общения и образа жизни?
25. Назовите основные методы, методики и техники формирования саморегуляции в общении?
26. Опишите свои личные, уникальные способы саморегуляции и повышения эффективности адаптации к проживанию и обучению в России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Теория и практика тренинговой работы по адаптации личности в стране Вашего проживания.
2. Обзор основных технологий социально-психологического тренинга.
4. Особенности проведения тренингов с вынужденными мигрантами.
5. Социально-психологические аспекты тренинговой работы с молодежью.
6. Особенности социально - тренинговой деятельности с людьми зрелого возраста.
7. Тренинги обучения навыкам быть счастливым. Плюсы и ограничения.
8. Специализированные тренинги по адаптации к проживанию в другой стране.
9. Анти стресс- тренинг. Его особенности и преимущества.
10. Специфика тренингов саморегуляции.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений : учеб. пособие СПб.: Питер, 2011
Л1.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций М.: Эксмо, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 тренинг-адаптация к проживанию и обучению в россии Л.1.1. Дрожжина Д.С. Адаптация иностранных студентов: дискуссия о методологии.Электронный ресурс. Данные с экрана https://universitas.hse.ru/data/2014/01/10/1341074388/адаптация%20иностранных%20студентов.pdf
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.