МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление в сфере государственной национальной политики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление в сфере государственной национальной политики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование понимания принципов функционирования государственных институтов в области национальных отношений, овладение методикой анализа политического процесса на разных уровнях: теоретическом, идеологическом, институциональном и инструментальном

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
ПК-2 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.направления и теории науки, которые связаны с этническим разнообразием человечества и возрастанием значимости этнического фактора в современном мире; основы этнотерриториальной организация общества, механизмов взаимодействия различных акторов в системе общественно-политических отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные тенденции управления этнополитическими процессами на разных уровнях социальной организации (международном, государственном, региональном, местном)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного анализа конкретных этнополитических ситуаций и задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Нация, государство, национальное государство. Современные теории и подходы Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.2. Возможность построения демократии в полиэтнических государствах Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.3. Социальная стратификация этнических групп. Проблемы этнического неравенства Практические 4 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.4. Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ: исторический опыт и перспективы на рубеже веков Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.5. Этническая идентичность: идеология и практика социально-политических действий. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.6. Межэтнические отношения. Сам. работа 4 30 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.7. Глобализация и маргинальность. Сам. работа 4 20 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.8. Межэтнические конфликты. Причины и пути решения. Практические 4 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.9. Национальное строительство в России. Сам. работа 4 20 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.10. Государственное управление в сфере национальных отношений РФ и его конституционно-правовое регулирование Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.11. Конституционные принципы государственного управления в сфере национальных отношений в и устойчивое развитие РФ Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.12. Осуществление государственного управления национальными отношениями в РФ Практические 4 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.13. Осуществление государственного управления национальными отношениями в РФ Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зорин В.Ю. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ХХ — НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие Вузовский учебник, 2014 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом во время проведения лекции
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций:
 Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля, на которых делаются пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
 Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры.
 Названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их.
 В конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами.
 Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий.
 В конспект следует заносить всё, что преподаватель пишет на доске, а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д.
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Целью практических занятий является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а, следовательно, формирование у них определенных умений и навыков.
В ходе подготовки к практическому занятию необходимо прочитать конспект лекции, изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, выполнить выданные преподавателем практические задания. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы. Желательно при подготовке к практическим занятиям по дисциплине одновременно использовать несколько источников, раскрывающих заданные вопросы.
Приветствуется активное использование для освоения материалов курса и подготовки практических заданий, эссе как электронной почты (для получения документов по запросам), так и использование Интернета: справочных материалов, баз данных, электронных библиотек, общественных дискуссий (on-line-дискуссий).