МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социально-экономическими процессами в регионе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Управление социально-экономическими процессами в регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть базовые проблемы теории и практики государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами, а также выработать умения и практические навыки формирования и обоснования управленческих решений на разных уровнях хозяйствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
ПК-2 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности функционирования и развития социально-экономических систем и процессов, перечислять основные элементы структуры и свойства социальных, экономических систем и процессов, характеризовать специфику управления социальными и экономическими системами;
иметь представление об объекте и предмете социологии управления, ее месте в системе социологического знания, знать основные концепции зарубежной социологии управления, перечислять подходы к управлению с позиций классического менеджмента, социологии, системного анализа, кибернетики, политологии, иметь представление об основных категориях управления социально-экономическими процессами, характеризовать объективную природу и сущность социально-экономических процессов;
перечислить основные социологические методы исследования для изучения актуальных проблем сообществ, для идентификации и определения вектора течения социально-экономических процессов, знать содержание программы социологического исследования актуальных социальных проблем социальных и экономических систем, опознавать принципы формирования выборочной совокупности для исследования актуальных социальных проблем сообществ, назвать основные принципы разработки инструментария социологического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать особенностей социально-экономических процессов, сравнивать и интерпретировать подходы к анализу социально-экономических интересов;
анализировать социально-экономические процессы, определять специфику социальных и экономических процессов как объекта социологического исследования, сравнивать и интерпретировать отечественные и зарубежные концепции социологии управления, обосновывать применение различных концепций в организации и проведении прикладного исследования социально-экономических процессов, анализировать деятельность различных типов социальных процессов;
классифицировать социологические методы в зависимости от целей и задач исследования актуальных социальных проблем, диагностировать и анализировать возникающие проблемы, сравнивать и интерпретировать различные методические подходы к анализу проблем сообществ, обосновывать применение того или иного метода сбора эмпирической информации в зависимости от типа исследуемого СЭП.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологической диагностики для анализа социально-экономических процессов;
навыками разработки стратегии исследования закономерностей функционирования и развития социально-экономических процессов, навыками применения современной исследовательской методологии к изучению социальных процессов как объекта социологического исследования;
навыками планирования стратегии исследования особенностей развития и изменения социальных процессов, навыками разработки программы и методического инструментария исследования актуальных проблем сообществ, навыками применения социологической диагностики для анализа СЭП, навыками разработки рекомендаций по преодолению социально-экономических проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе"
1.1. Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе" Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Диалектика собственности, власти и управления
2.1. Диалектика собственности, власти и управления Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Диалектика собственности, власти и управления Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами
3.1. Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Потребности и интересы в системе управления социально-экономическими процессами Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Потребности и интересы в системе управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами
4.1. Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Объективные законы управления социально-экономическими процессами Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.3. Объективные законы управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.4. Принципы управления социально-экономическими процессами Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.5. Принципы управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Формы управления социально-экономическими процессами
5.1. Государственная форма управления социально-экономическими процессами. Практические 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.2. Государственная форма управления социально-экономическими процессами. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Формы общественного самоуправления. Практические 4 1 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.4. Формы общественного самоуправления. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами
6.1. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Лекции 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.2. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.3. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лукашин Ю.П Прогнозирование социально-экономических процессов : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Восканов М. Э. Теоретические аспекты управления социально-экономическими системами в условиях меняющейся институциональной среды: Научные монографии Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.