МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управленческие решения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Управленческие решения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть сущность, механизмы и различные технологии принятия управленческих решений;
сформировать навыки разработки вариантов управленческих решений, выбора оптимального решения, исходя из критериев социально-экономической, организационной, социально-психологической эффективности, социальной безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук
ПК-1 способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы изучения управленческих решений в группе и коллективе, теории лидерства. Развернутую характеристику традиционных, ситуационных, атрибутивных моделей руководства и особенностей принятия решений при различных стилях руководства. Особенности принятия решений в различных типах организационных структур;
основы теории принятия решений, общую характеристику методов, используемых для разработки управленческих решений. Основы моделирования для научного обоснования принятия решений. Структуру оценочной системы для оценки альтернатив разрабатываемых решений, выбора оптимального решения. Особенности применения экспертных систем в анализе управленческих решений; характеристику современных условий разработки и принятия управленческих решений, роль и место управленческих решений в процессе управления. Теоретические управленческие модели, важные для анализа управленческих решений. Различные типологии и функции управленческих решений. Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений. Развернутую характеристику процесса принятия решения и его структуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять теоретические знания в области лидерства и руководства организацией для разработки и принятия эффективных управленческих решений; разрабатывать управленческие решения, оценивать многокритериальные альтернативы с использованием количественных методов. Использовать качественные методы и экспертные оценки для анализа управленческих решений; разрабатывать алгоритмы принятия решений в зависимости от степени сложности социальной проблемы и принципиальной возможности ее решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования оценочных методов и моделирования для разработки эффективных управленческих решений, разработки экспертных заключений и рекомендаций; разработки оптимальных решений для согласования интересов социальных групп и общностей, подготовки систем мониторинга и оценки эффективности внедряемых решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управленческие решения
1.1. Методологические и организационные основы принятия управленческих решений Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Методологические и организационные основы принятия управленческих решений Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Методологические и организационные основы принятия управленческих решений Сам. работа 1 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Технология и организация процесса разработки и принятия решений Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Технология и организация процесса разработки и принятия решений Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Технология и организация процесса разработки и принятия решений Сам. работа 1 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Методы разработки управленческих решений. Моделирование процесса РУР Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Методы разработки управленческих решений. Моделирование процесса РУР Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Методы разработки управленческих решений. Моделирование процесса РУР Сам. работа 1 10 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Социально-психологические и основы РУР Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Социально-психологические и основы РУР Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Оценочные системы в процессе принятия решений Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.13. Оценочные системы в процессе принятия решений Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.14. Оценочные системы в процессе принятия решений Сам. работа 1 14 ОПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Задание
1. Используя знание понятий и видов управленческих решений, охарактеризуйте признаки решения, субъекта и объекта.
2. Проведите классификацию управленческих решений в области учебной деятельности в Вузе.
3. Приведите пример управленческих решений в области технических систем.
4. Приведите пример управленческих решений в области, биологических систем
5. Приведите пример управленческих решений в области социальных систем.
Качество управленческих решений. Оценка уровня качества и факторы, влияющие на него.
6. Классифицируйте проблемы, возникающие при принятии управленческих решений, опишите их структуру, предмет, объект, субъект, цели.
Вопросы
7. Методы графического отображения управленческих проблем и методы их выявления.
8. Формы разработки управленческих решений.
9. Формы реализации управленческих решений.
10. Методология разработки управленческих решений. Принципы успешного решения проблем.
11. Системный анализ в принятии управленческих решений. Его отличия от традиционного анализа.
12. Инструменты принятия решений и анализа, используемые на различных стадиях разработки управленческого решения.
13. Принципы организации разработки управленческих решений. Функции руководителя, системного аналитика в организации разработки. Картотека проблемных ситуаций.
14. Типовые этапы разработки управленческого решения (7 этапов).
15. Принципиальная схема разработки и реализации управленческого решения (15 этапов).
16. Технологическая модель разработки управленческого решения (5 этапов).
17. Моделирование процесса разработки управленческого решения. его положительные и отрицательные особенности.
18. Функции, процедуры и операции при разработке управленческих решений.
19. Организация разработки и выполнения управленческих решений.
20. Процедуры согласования решения при разработке управленческих решений.
21. Процедуры принятия решения при разработке управленческих решений.
22. Процедуры утверждения решения при разработке управленческих решений.
23. Процедуры организации выполнения решения при разработке управленческих решений.
24. Социально-психологические основы разработки управленческих решений.
25. Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения. Влияние темперамента, разновидности авторитета руководителя, Влияние пола на управленческую деятельность.
26. Этические основы разработки управленческих решений.
27. Понятие риска и неопределенности в принятии управленческих решений, их классификация, виды рисков.
28. Риск на различных уровнях принятия решения. Особенности принятия управленческих решений в условиях риска.
29. Виды информационных технологий, тенденции их развития и роль в принятии управленческих решений.
30. Эволюция информационных систем в области принятия управленческих решений.
31. Эффективность использования информационных технологий и их влияние на процесс и результаты управленческих решений.
32. Принятие решения по выбору стратегии развития информационной системы управления.
33. Имитационное моделирование в принятии управленческих решений.
34. Использование деревьев решений в принятии управленческих решений.
35. Задача о назначениях и управленческие ситуации для ее применения.
36. Методы экспертизы в разработке управленческих решений.
37. Методы сетевого планирования в принятии управленческих решений
38. Деловые игры в принятии управленческих решений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Современная концепция принятия решений: основные черты.
2. Дескриптивная и нормативная теории в принятии решений.
3. Функции управленческого решения.
4. Типология управленческих решений.
5. Основные факторы, влияющие на принятие решений.
6. Требования к качеству управленческих решений. Свойства качественных решений.
7. Целевые и процессорные технологии разработки управленческих решений. Взаимосвязь между ними.
8. Инициативно-целевая технология разработки управленческих решений.
9. Программно-целевая технология разработки управленческих решений
10. Регламентная технология разработки управленческих решений.
11. Технология управления по результатам в разработке управленческих решений.
12. Технология управления на базе потребностей и интересов в разработке управленческих решений.
13. Технология управления путем постоянных проверок и указаний в разработке управленческих решений.
14. Технология управления в исключительных случаях в разработке управленческих решений
15. Технология управления на основе искусственного интеллекта в разработке управленческих решений.
16. Технология управления на базе активизации деятельности персонала в разработке управленческих решений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении: практическими заданиями, вопросами семинаров, темами рефератов, вопросами к зачету.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин И.Б. Управленческие решения: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Л. Карданская Управленческие решения: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный Интернет-портал “Экономика, социология, менеджмент». http:// www.ecsocman.edu.ru
Э2 Научная электронная библиотека. elibrary.ru
Э3 Сайт научной библиотеки АлтГУ http:// www.lib.asu.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» e.lanbook.com
Э5 «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными формами обучения по дисциплине являются:
1. Лекции
2. Семинарские занятия
3. Самостоятельная работа
Формы контроля:
1. Текущий контроль на семинарах
2. Промежуточный контроль (кейсы, тестирование)
3. Итоговый контроль (зачет)
Порядок обучения:
1. Лекции.
На лекциях преподаватель знакомит с основными направлениями рассматриваемой тематики, ведущими представителями основных научных школ, учит анализировать экономические процессы, ставит проблемные вопросы, решить которые необходимо на предстоящих семинарских занятиях. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Но одно лишь посещение лекций является недостаточным для подготовки к семинарским занятиям. Требуется также изучение основной и дополнительной литературы. Списки рекомендуемой для изучения литературы приводятся в данных методических указаниях.
2. Семинарские занятия
Семинарские занятия являются важной частью учебного процесса. Для подготовки к семинарским занятиям требуется самостоятельно тщательно изучать лекционный материал по соответствующей тематике, а также читать рекомендуемую по данной тематике литературу.
3. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по дисциплине предполагает изучение рекомендуемой литературы, а также подготовку одного из видов работ.
Работа с основной и дополнительной учебной литературой
В методических указаниях приводится список основной и дополнительной литературы. Основная литература является обязательной для изучения.
3.2.Самостоятельный поиск литературы, использование других источников
Студентам необходимо вести поиск литературы самостоятельно, ориентируясь не только на рекомендуемый список литературы.
Студентам рекомендуется обращаться к специализированным интернет-ресурсам, которые содержат аналитическую информацию, которая может быть использована при подготовке рефератов, эссе, докладов и других видов самостоятельных работ.
При изучении студентам рекомендуется:
1. систематически вести записи лекций;
2. систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
3. при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам курса и периодики;
4. вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках курса;
5. посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса;
6. участвовать в работе творческих мастерских, выполняя научное исследование в рамках изучаемого курса.