Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология региона: социально-экономическое и этнокультурное развитие азиатского приграничья |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СРег-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | раскрыть сущность, механизмы и различные технологии принятия управленческих решений; сформировать навыки разработки вариантов управленческих решений, выбора оптимального решения, исходя из критериев социально-экономической, организационной, социально-психологической эффективности, социальной безопасности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-2 | способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук |
ПК-2 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы оптимального использования абстрактного мышления, анализа и синтеза при изучении управленческих решений; факторы, влияющие на эффективность управленческого решения; методический аппарат работы с информацией, ее преобразованием, хранением и переработкой; навыками работы с компьютером как средством управления информации, методическим инструментарием как основой принятия решений современные тенденции философии и социально-гуманитарных наук в анализе факторов, влияющих на эффективность управленческого решения; методический аппарат работы с информацией, ее преобразованием, хранением и переработкой; навыками работы с компьютером как средством управления информации, методическим инструментарием как основой принятия решений способы применения исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий, теоретико-методологические основы принятия управленческих решений, типологии и функции УР. Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений; теоретико-методологические и технологические основы разработки и принятия управленческих решений, особенности УР на различных этапах процесса управления; методику разработки управленческого решения, способы анализа качества и оценки управленческого решения, синтеза информации для оптимизации процесса УР |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формализовывать проблему, по которой вырабатывается управленческое решение; формировать аналитическую базу для принятия эффективного решения; работать с компьютером как средством управления информации, методическим инструментарием как основой принятия решений. использовать основные тенденции и основы философии и социально-гуманитарных наук, чтобы формализовывать проблему, по которой вырабатывается управленческое решение; формировать аналитическую базу для принятия эффективного решения; навыками работы с компьютером как средством управления информации, методическим инструментарием как основой принятия решений. формулировать цели и задачи фундаментальных и прикладных исследований для анализа ситуаций, требующих разработки управленческого решения. Оценивать альтернативы решений на основе имеющейся информации. Синтезировать информацию из различных источников для разработки качественного управленческого решения. Использовать различные методы анализа и оценки управленческих решений на основе синтеза количественных и качественных подходов в единую оценочную систему |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения различных методов принятия управленческих решений; навыками работы с компьютером как средством управления информации, методическим инструментарием как основой принятия решений навыками применения различных методов принятия управленческих решений; навыками работы с компьютером как средством управления информации, методическим инструментарием как основой принятия решений; навыками работы с компьютером как средством управления информации, методическим инструментарием как основой принятия решений. навыками применения последних достижений в области философии и социально-гуманитарных наук, использования в различных методах принятия управленческих решений; навыками работы с компьютером как средством управления информации, методическим инструментарием как основой принятия решений; навыками работы с компьютером как средством управления информации, методическим инструментарием как основой принятия решений. способностью применять абстрактное мышление для анализа управленческих процессов и разработки управленческих решений; навыками разработки управленческих решений на основе анализа имеющейся информации с применением различных техник и методик; способностью организовать процесс принятия решений на основе системного принципа, использования экспертных систем оценивания альтернатив и современных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Управленческие решения | ||||||
1.1. | Методологические и организационные основы принятия управленческих решений | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Методологические и организационные основы принятия управленческих решений | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-2, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Методологические и организационные основы принятия управленческих решений | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Технология и организация процесса разработки и принятия решений | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Технология и организация процесса разработки и принятия решений | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-2, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Технология и организация процесса разработки и принятия решений | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-2, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Методы разработки управленческих решений. Моделирование процесса РУР | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Методы разработки управленческих решений. Моделирование процесса РУР | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Методы разработки управленческих решений. Моделирование процесса РУР | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Социально-психологические и основы РУР | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Социально-психологические и основы РУР | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Оценочные системы в процессе принятия решений | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Оценочные системы в процессе принятия решений | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Оценочные системы в процессе принятия решений | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Зачет | 2 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Задание 1. Используя знание понятий и видов управленческих решений, охарактеризуйте признаки решения, субъекта и объекта. 2. Проведите классификацию управленческих решений в области учебной деятельности в Вузе. 3. Приведите пример управленческих решений в области технических систем. 4. Приведите пример управленческих решений в области, биологических систем 5. Приведите пример управленческих решений в области социальных систем. Качество управленческих решений. Оценка уровня качества и факторы, влияющие на него. 6. Классифицируйте проблемы, возникающие при принятии управленческих решений, опишите их структуру, предмет, объект, субъект, цели. Вопросы 7. Методы графического отображения управленческих проблем и методы их выявления. 8. Формы разработки управленческих решений. 9. Формы реализации управленческих решений. 10. Методология разработки управленческих решений. Принципы успешного решения проблем. 11. Системный анализ в принятии управленческих решений. Его отличия от традиционного анализа. 12. Инструменты принятия решений и анализа, используемые на различных стадиях разработки управленческого решения. 13. Принципы организации разработки управленческих решений. Функции руководителя, системного аналитика в организации разработки. Картотека проблемных ситуаций. 14. Типовые этапы разработки управленческого решения (7 этапов). 15. Принципиальная схема разработки и реализации управленческого решения (15 этапов). 16. Технологическая модель разработки управленческого решения (5 этапов). 17. Моделирование процесса разработки управленческого решения. его положительные и отрицательные особенности. 18. Функции, процедуры и операции при разработке управленческих решений. 19. Организация разработки и выполнения управленческих решений. 20. Процедуры согласования решения при разработке управленческих решений. 21. Процедуры принятия решения при разработке управленческих решений. 22. Процедуры утверждения решения при разработке управленческих решений. 23. Процедуры организации выполнения решения при разработке управленческих решений. 24. Социально-психологические основы разработки управленческих решений. 25. Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения. Влияние темперамента, разновидности авторитета руководителя, Влияние пола на управленческую деятельность. 26. Этические основы разработки управленческих решений. 27. Понятие риска и неопределенности в принятии управленческих решений, их классификация, виды рисков. 28. Риск на различных уровнях принятия решения. Особенности принятия управленческих решений в условиях риска. 29. Виды информационных технологий, тенденции их развития и роль в принятии управленческих решений. 30. Эволюция информационных систем в области принятия управленческих решений. 31. Эффективность использования информационных технологий и их влияние на процесс и результаты управленческих решений. 32. Принятие решения по выбору стратегии развития информационной системы управления. 33. Имитационное моделирование в принятии управленческих решений. 34. Использование деревьев решений в принятии управленческих решений. 35. Задача о назначениях и управленческие ситуации для ее применения. 36. Методы экспертизы в разработке управленческих решений. 37. Методы сетевого планирования в принятии управленческих решений 38. Деловые игры в принятии управленческих решений. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Современная концепция принятия решений: основные черты. 2. Дескриптивная и нормативная теории в принятии решений. 3. Функции управленческого решения. 4. Типология управленческих решений. 5. Основные факторы, влияющие на принятие решений. 6. Требования к качеству управленческих решений. Свойства качественных решений. 7. Целевые и процессорные технологии разработки управленческих решений. Взаимосвязь между ними. 8. Инициативно-целевая технология разработки управленческих решений. 9. Программно-целевая технология разработки управленческих решений 10. Регламентная технология разработки управленческих решений. 11. Технология управления по результатам в разработке управленческих решений. 12. Технология управления на базе потребностей и интересов в разработке управленческих решений. 13. Технология управления путем постоянных проверок и указаний в разработке управленческих решений. 14. Технология управления в исключительных случаях в разработке управленческих решений 15. Технология управления на основе искусственного интеллекта в разработке управленческих решений. 16. Технология управления на базе активизации деятельности персонала в разработке управленческих решений. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении: практическими заданиями, вопросами семинаров, темами рефератов, вопросами к зачету |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин И.Б. | Управленческие решения: Учебники | Издательство "Дашков и К", 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.Л. Карданская | Управленческие решения: учебник | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральный Интернет-портал “Экономика, социология, менеджмент». | http:// www.ecsocman.edu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека. | elibrary.ru | ||
Э3 | Сайт научной библиотеки АлтГУ | http:// www.lib.asu.ru | ||
Э4 | Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э5 | «Университетская библиотека онлайн» | www.biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema. Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основными формами обучения по дисциплине являются: 1. Лекции 2. Семинарские занятия 3. Самостоятельная работа Формы контроля: 1. Текущий контроль на семинарах 2. Промежуточный контроль (кейсы, тестирование) 3. Итоговый контроль (зачет) Порядок обучения: 1. Лекции. На лекциях преподаватель знакомит с основными направлениями рассматриваемой тематики, ведущими представителями основных научных школ, учит анализировать экономические процессы, ставит проблемные вопросы, решить которые необходимо на предстоящих семинарских занятиях. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Но одно лишь посещение лекций является недостаточным для подготовки к семинарским занятиям. Требуется также изучение основной и дополнительной литературы. Списки рекомендуемой для изучения литературы приводятся в данных методических указаниях. 2. Семинарские занятия Семинарские занятия являются важной частью учебного процесса. Для подготовки к семинарским занятиям требуется самостоятельно тщательно изучать лекционный материал по соответствующей тематике, а также читать рекомендуемую по данной тематике литературу. 3. Самостоятельная работа Самостоятельная работа по дисциплине предполагает изучение рекомендуемой литературы, а также подготовку одного из видов работ. Работа с основной и дополнительной учебной литературой В методических указаниях приводится список основной и дополнительной литературы. Основная литература является обязательной для изучения. 3.2.Самостоятельный поиск литературы, использование других источников Студентам необходимо вести поиск литературы самостоятельно, ориентируясь не только на рекомендуемый список литературы. Студентам рекомендуется обращаться к специализированным интернет-ресурсам, которые содержат аналитическую информацию, которая может быть использована при подготовке рефератов, эссе, докладов и других видов самостоятельных работ. При изучении студентам рекомендуется: 1. систематически вести записи лекций; 2. систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении; 3. при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам курса и периодики; 4. вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках курса; 5. посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса; 6. участвовать в работе творческих мастерских, выполняя научное исследование в рамках изучаемого курса. |