МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этносоциология и этнопсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 31
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 31 31 31 31
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Этносоциология и этнопсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) утвержденный Министерством образования и науки РФ «20» октября 2015 г., №1173

составлена на основании учебного плана:
Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систему знаний по этносоциологии и этнопсихологии, знания о понятии «этничность», познакомить с особенностями межэтнического взаимодействия, сформировать уважительное отношение к традициям других народов, навыки толерантного поведения при выполнении профессиональных функций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5 Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-8 Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории этносоциологии и этнопсихологии, о влиянии этнического феномена на формирование толерантного сознания, основные теоретические положения этносоциологии и этнопсихологии, способствующие толерантному отношению к людям разного социального, этнического, конфессионального и культурного статуса.
3.2.Уметь:
3.2.1.аргументировать необходимость толерантного отношения к представителям иноэтничных общностей, поддерживать культурный диалог между различными этническими сообществами, применять полученные знания по этносоциологии и этнопсихологии для организации межэтнического взаимодействия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.готовностью проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность, исследовательскими методами в области этносоциологии и этнопсихологии, навыками формирования толерантного отношения молодежи к различным этносам и нациям.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в этносоциологию и этнопсихологию Лекции 4 6 ОК-6, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в общую этнопсихологию и этносоциологию Практические 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в этносоциологию и этнопсихологию Сам. работа 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Этническая идентичность Лекции 4 4 ОК-6, ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Этническая идентичность Сам. работа 4 4 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Проблемы, цели, задачи и методы исследований в этносоциологии и этнопсихологии Практические 4 4
1.7. Этносоциальная структура общества Сам. работа 4 2 ОК-6, ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Этносоциальная структура общества Лекции 4 2 ОК-6, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Этнические процессы Лекции 4 4 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Этносознание Практические 4 4
1.11. Этнические процессы Сам. работа 4 4 ОК-6, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Межэтнические коммуникации Лекции 4 2 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Межэтнические коммуникации Сам. работа 4 2 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Этномышление Практические 4 4 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Психология национального характера Сам. работа 4 8 ОК-6, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Этностереотипы восприятий и формирование этнообраза Практические 4 4 ОК-6, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Этномиграционные процессы Сам. работа 4 3 ОК-6, ПК-5, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Межэтнические конфликты Лекции 4 2 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Этнообщение Практические 4 4 ОК-6, ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Межэтнические конфликты Сам. работа 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Этнодеятельность Практические 4 4
1.22. Этноконфликты Практические 4 4 ОК-6, ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Межнациональные браки Сам. работа 4 2 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедева, Н. М. Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2016 ЭБС «Издательство «ЮРАЙТ»
Л1.2 Дугин А.Г. Этносоциология: М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крысько В. Г. Этническая психология : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Курс в Moodle "Этносоциология и этнопсихология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Теоретические занятия (лекции)
Задача лекционного курса состоит в том, чтобы сформировать представления об основах этносоциологии и этнопсихологии, нацелить студентов на самостоятельную работу по углублению знаний по данной дисциплине и освоение дополнительных тем курса, а также на ознакомление с научной и учебной литературой по данному курсу.
По содержанию лекции носят обзорный характер с выделением учебных проблем, их краткой характеристикой и обозначением путей их рассмотрения.
2. Практические (семинарские) занятия
Используются такие формы семинарских занятий как сообщения, дискуссия, обсуждение.
3. Методические модели процесса обучения
На семинарских занятиях по дисциплине «Этносоциология и этнопсихология» применяются следующие методики:
Устный опрос – с целью определения знаний студентов. Подготовка сообщений (докладов) по отдельным вопросам темы семинара, свободная дискуссия – с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов.
Обсуждение в ходе семинарского занятия вопросов по конкретным темам курса – с целью активизации мыслительной деятельности.
Каждая тема, предлагаемая на семинар (практическое занятие) начинается с обсуждения теоретических вопросов, то есть с выяснения степени освоения студентами основных понятий и категорий. Эти вопросы не дублируют полностью лекции, а формулируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных и трудных для усвоения проблемах данной темы.
Методика проверки теоретических знаний может быть различной: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа без предварительного выступления докладчика и т.д. Главная задача этой части занятий состоит в развитии у слушателей навыков осмысления основ этносоциологии и этнопсихологии.
4. Самостоятельная работа
Студенты должны самостоятельно изучать вопросы, которые включены в программу, но не выносятся на аудиторные занятия, а также самостоятельно расширять и углублять свои знания по всем остальным вопросам курса. Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и приобретения необходимых практических навыков целесообразна и необходима подготовка к занятиям с использованием методического материала.