МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильОбщая экология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_ОбЭк-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Этология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями).
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– получить представление об роли этологии в изучении поведения,ее истории и взаимоотношении с другими науками;
– знать основные категории и формы поведения животных;
– иметь представление о структуре и механизмах поведения;
– знать особенности становления поведения в онтогенезе;
– получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе;
– овладеть способностью использовать знания, полученные в области этологии для решения прикладных экологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные положения, понятия и термины этологии, основные формы поведения различных видов животных и их взаимосвязь с условиями окружающей среды, принципы поиска научной информации;
- методологию и методы этологии, закономерности онтогенеза и эволюции поведения, его роль в установлении связей популяций со средой.
3.2.Уметь:
3.2.1.- реферировать научные труды и составлять аналитические обзоры по этологической тематике;
-формулировать проблемы и задачи научного исследования; проводить наблюдения за поведением животных в естественной среде обитания , обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения некоторых методов изучения поведения животных для получения новых достоверных фактов на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных;
-использования методологии планирования и проведения этологического эксперимента, формулировки выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История и методология этологии
1.1. история и методология этологии Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Методологические отличия этологии от других наук, изучающих поведение Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.3
1.3. Взаимоотношения этологии с другими науками. Развитие исследований поведения животных в России. Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Этологическая теория поведения
2.1. Этологическая теория поведения Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.2. Современное состояние теории поведения Лоренца Лабораторные 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Врожденные формы поведения
3.1. Классификации врожденных формы поведения. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Характеристики врожденных форм поведения Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Научение и элементарная рассудочная деятельность
4.1. Научение и его виды Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.2. Рассудочная деятельность Лабораторные 3 2 ПК-1
4.3. Когнитивные процессы. Рассудочная деятельность Сам. работа 3 2 ПК-1 Л1.5, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Механизмы поведения
5.1. Механизмы поведения Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Онтогенез поведения
6.1. Пренатальный и ранний постнатальный онтогенез поведения Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4
6.2. Ювенильный период. Игра у животных. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.3, Л2.4
Раздел 7. Конфликтное поведение
7.1. Конфликт. Агрессия. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
7.2. Ритуализация и ее роль в эволюции поведения. Агрессия. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
7.3. Физиологические основы конфликта.Теории агрессии. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л2.4
Раздел 8. Эволюция поведения
8.1. Эволюция поведения. Социобиология и ее основные концепции. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
Раздел 9. Социальное поведение
9.1. Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
9.2. Факторы организации сообществ Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.3, Л1.4, Л2.4
9.3. Коммуникация у животных. Язык животных и человека: ключевые свойства языка по Хоккету. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.1, Л1.5
Раздел 10. Репродуктивное поведение
10.1. Структура полового поведения. Социобиологический подход к изучению полового поведения. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.3
10.2. Социобиология родительского поведения Сам. работа 3 7 ПК-1 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
10.3. Экзамен 3 0

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861
Л1.2 И. В. Кудряшова Основы этологии (Ч. 1): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD
Л1.4 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B
Л1.5 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зорина З. А. Основы этологии и генетики поведения: учеб. пособие М.: МГУ: Высшая школа, 2002 58
Л2.2 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7
Л2.3 Зорина З. А., Полетаева И.И. Зоопсихология: элементарное мышление животных: учебное пособие Аспект-Пресс, 2002
Л2.4 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Сайт по этологии и смежным дисциплинам www.ethology.ru
Э5 Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке elementy.ru
Э6 Курс на платформе "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru);
Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке (http://elementy.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины Этология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.

Дисциплина «Этология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, абораторные занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Этология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков изучения поведения животных. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по теме, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях, заслушивание докладов и дискуссия по их материалам. По отдельным темам практикуется проведение ролевой игры (тренинга), анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы, подготовить доклад и средства его визуализации в виде презентации или проведения экспериментов.
В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, выполнив соответствующее задание и подойдя к преподавателю на собеседование по контрольным вопросам пропущенной темы. Выполнение всех заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фиксации результатов тестирования и выполнения практических заданий с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Тестирование проводится c использованием образовательной платформы Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=461) в качестве подготовки к теме предстоящего лабораторного занятия Его результаты фиксируются в начале занятия. Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной шкале, при этом одновременное применение 4-х-балльной шкалы позволяет осуществить индивидуальный подход к уровню знаний каждого студента.
Практические задания в зависимости от темы занятия варьируют по форме (разбор ситуаций, анализ видеоматериалов, участие в тренинге, выступление с докладами, выполнение экспериментов.) Результаты оцениваются по бинарной или 4-балльной шкале.

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
К экзамену по этологии студенты допускаются при следующих условиях:
• выполненные тесты не менее чем на 50%;
• посещение всех лабораторных занятий, отработка пропущенных;
• выполненные практические задания (публичное выступление с докладом или презентацией, отчеты по ролевой игре, кейс-задаче).
Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два вопроса и ситуационная задача. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать данные по поведению животных, обобщать материал, узнавать и распознавать форму поведения. На подготовку отводится 30–40 мин.