Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.б.н. А.В. Мацюра
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с особенностями морфологии, физиологии, биологии размножения и развития, жизненного цикла, основами систематики и классификации насекомых как одной из наиболее значимых групп животного мира. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен – знать основные отличительные морфофизиологические адаптации насекомых к окружающей среде, особенности их размножения и развития; – иметь представление о жизненном цикле насекомых, его приспособительных особенностях; – получить представление о происхождении и биологическом разнообразии насекомых; практическом значении наиболее важных групп; – закрепить навыки анатомирования и определения различных групп насекомых. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о роли насекомых в природе и жизни человека, основные морфологические и функциональные характеристики организма насекомых, особенности их постнатального онтогенеза, характеристики основных отрядов насекомых, номенклатуру основных диагностических признаков; - принципы поиска научной информации по энтомологии; - уникальные морфофункциональные особенности организма насекомых, их онтогенеза и жизненного цикла, о таксономическом разнообразии; правила представления научной информации по энтомологии в изданиях различного уровня и способы ее анализа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - пользоваться учебными определителями, провести общее морфологическое описание насекомого; - определять стадию развития, обрабатывать данные лабораторных исследований; - пользоваться специальными определителями и базами данных, провести детальное морфологическое описание насекомого, свободно определять стадию развития, оценить морфофункциональные адаптации к условиям существования, критически анализировать полученную информацию. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами сбора, фиксации и хранения насекомых, определения до уровня семейств и основных родов, составления коллекций насекомых на матрасиках; - составления аналитических обзоров по выбранной тематике; - навыками вскрытия и препаровки, расправления, определения до уровня родов и видов, составления коллекций насекомых; составления научных отчетов о соответствующих видах деятельности, квалифицированного анализа и изложения полученной информации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Энтомология как наука и ее содержание. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Морфология и физиология насекомых | ||||||
2.1. | Покровы насекомых, их функции и значение.Скелет и мускулатура. системы обмена веществ. системы управления. Органы чувств. | Лекции | 7 | 12 | ПК-2 | Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Анатомия насекомых | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-2 | Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Онтогенез насекомых | ||||||
3.1. | Половая система. Гаметогенез и эмбриогенез. Постэмбриональное развитие. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Определение стадий развития насекомых | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Происхождение и классификация насекомых | ||||||
4.1. | Происхождение и классификация насекомых | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Систематика насекомых | ||||||
5.1. | Определение насекомых | Лабораторные | 7 | 16 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Характеристика основных отрядов насекомых | Сам. работа | 7 | 37 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Некоторые аспекты экологии насекомых | ||||||
6.1. | Диапауза как регулятор жизненного цикла | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
6.2. | Экзамен | 7 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бей-Биенко Г.Я. | Общая энтомология: Учебник для ун-тов и сельхозвузов | М.:Высшая школа, 1980 | 49 |
Л1.2 | Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф. | Практикум по общей энтомологии: Учеб.пособие | Л.: Агропромиздат, 1985 | 11 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сост. И. В. Кудряшова [и др.]. | Определитель пресноводных беспозвоночных равнинных водоемов юга Западной Сибири. Ч. 2. Насекомые: Учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ , 2007 | 78 |
Л2.2 | Росс Г., Росс Ч., Росс Д. | Энтомология: | М.:Мир, 1985 | 49 |
Л2.3 | В. П. Тыщенко | Основы физиологии насекомых. В 2-х частях. Ч. 1. Физиология метаболических систем : | Л. : Изд-во ЛГУ., 1976 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Информационная система Zinsecta Зоологического института РАН [Электронный ресурс] | www.zin.ru | ||
Э5 | МАКРОИДентификация – проект МакроКлуба (beta). Классификатор-определитель объектов макросъемки насекомых, паукообразных и растений | macroid.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Информационная система Zinsecta Зоологического института РАН (http://www.zin.ru/projects/zinsecta/rus/ZInsecta.asp); МАКРОИДентификация – проект МакроКлуба (beta). Классификатор-определитель объектов макросъемки насекомых, паукообразных и растений (http://macroid.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
Приступая к изучению дисциплины «Энтомология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина «Энтомология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Энтомология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Основной формой проведения лабораторных занятий по энтомологии является изучение макро- и микропрепаратов насекомых с использованием стереоскопических бинокулярных микроскопов с последующей зарисовкой и обозначением важнейших структур, а также определение различных стадий развития насекомых. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы по соответствующей теме. Тема занятия зачитывается при предоставлении альбома с набором предусмотренных рисунков, выполненных с реальных препаратов, на которых изображены и обозначены все важные структуры, иллюстрирующие морфофизиологические особенности насекомых, а также ответов на контрольные вопросы. При определении насекомых тема занятия засчитывается при предъявлении правильно определенных экземпляров или подготовленной и соответствующим образом оформленной коллекции насекомых. В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов или экземпляров насекомых. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. По некоторым темам предлагается заполнение сравнительных таблиц. Основным содержанием самостоятельной работы в курсе «Энтомология» является подробное знакомство с отрядами насекомых. Изучение отрядов (надотрядов) рекомендуется проводить по следующему плану: План характеристики отряда (надотряда) 1. Положение в системе насекомых. 2. Характерные диагностические признаки. 3. Внешняя морфология: а) голова: постановка головы, типы ротовых аппаратов в соответствии с пищевыми режимами, типы усиков. б) Грудь: морфофункциональные особенности крылового аппарата, типы конечностей, характер локомоции. в) Типы брюшка, его придатки, их морфофункциональная характеристика. 4. Особенности постнатального онтогенеза: тип метаморфоза, характерные типы личинок и куколок. 5. Особенности жизненного цикла. 6. Таксономическая структура (подотряды и основные семейства), практическое значение. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Проводится индивидуальный опрос и проверка альбома для контроля выполнения практических заданий. В течение семестра также организуются коллоквиумы для контроля усвоения характеристик крупных таксонов насекомых. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. К экзамену по энтомологии студенты допускаются при следующих условиях: • посещение всех лабораторных занятий или отработка пропущенных; • полностью зачтенные лабораторные работы; • коллоквиумы, сданные не менее чем на «удовлетворительно». Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два теоретических вопроса, посвященных морфо-физиологии, биологии или экологии насекомых и вопрос по характеристике одного из отрядов. Экзамен может проходить в устной или письменной форме. На подготовку отводится 30–40 мин. |