МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология сельскохозяйственных животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н. , профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экология сельскохозяйственных животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных» - формирование базовых знаний по экологии сельскохозяйственных животных.
Задачи дисциплины: –изучение экологических факторов, влияющих на рост, развитие, продуктивность и естественную резистентность сельскохозяйственных животных;
–изучение экосистем, компонентами которых являются сельскохозяйственные животные;
–формирование экологического образа мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины, категории, теории и гипотезы агроэкологии, связанные с одомашниванием животных;
основные экологические проблемы в животноводстве, связанные с технологическими приемами содержания;
глобальные и региональные экологические проблемы в разных отраслях животноводства.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать сведения по вопросам одомашнивания животных для характеристики современных пород сельскохозяйственных животных;
использовать сведения по экологии сельскохозяйственных животных и применять на практике с целью оценки экологической обстановки в конкретном регионе;
планировать различные процессы производства сельскохозяйственной продукции, управлять ими и обеспечивать при этом экологическую безопасность окружающей среды и производимой продукции;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска новых данных, касающихся сельскохозяйственных животных, с использованием современных компьютерных технологий;
методами мониторинга и прогнозирования последствий влияния животноводческих комплексов на окружающую среду;
методами прогнозирования и мониторинга в конкретных областях животноводства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Цель и задачи дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных». Место дисциплины в структуре образовательной программы. Планируемые результаты освоения дисциплины. Место экологии сельскохозяйственных животных в системе профессиональных знаний. Основные методы и средства экологических исследований животных. Лекции 3 1 ПК-4 Л1.2, Л1.1
1.2. Сравнительный анализ эффективности животноводства стран ЕС, США и РФ Сам. работа 3 7
Раздел 2. Аутэкология
2.1. Экологические факторы. Классификация экологических факторов. Общие закономерности воздействия экологических факторов. Лимитирующие факторы. Лекции 3 1 ПК-4 Л1.1, Л3.1
2.2. Микробиологическое исследование почвы и воды Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л3.2, Л3.1
2.3. Определение органолептических свойств и жесткости воды. Определение степени насыщенности воды кислородом Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1
2.4. Анализ эдафических факторов. Определение рН почвы Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л3.2
2.5. Нормирование содержания химических элементов в почве Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л3.2
2.6. Санитарно-гигиеническая оценка кормов Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.1, Л3.2
2.7. Изучение возбудителей инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.8. Изучение экологических особенностей некоторых возбудителей паразитозов Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
2.9. Общие причины колебаний численности. Популяционный гомеостаз. Популяционные механизмы адаптации домашних животных. Сам. работа 3 6 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.10. Особенности строения сельскохозяйственных животных разных экологических групп. Сам. работа 3 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Экология популяций
3.1. Понятие о популяции сельскохозяйственных животных. Специфические свойства популяции. Структура популяции (возрастная, половая, этологическая). Лекции 3 2 ПК-4 Л1.2, Л3.1
Раздел 4. Экология сообществ и экосистем
4.1. Пастбищный биогеоценоз. Стадо сельскохозяйственных животных и его влияние на пастбищный биогеоценоз. Организация пастбищного содержания животных. Пастбищное кормление животных. Экологическая регуляция и оптимизация пастбищных биогеоценозов. Ферменный биогеоценоз. Лекции 3 2 ПК-4 Л1.1, Л3.2, Л3.1
4.2. Круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л3.2, Л3.1
4.3. Определение оптимальной нагрузки пастбищных биогеоценозов Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л3.1
4.4. Организация пастбищного содержания животных. Пастбищное кормление животных. Сам. работа 3 4 Л1.2, Л3.2, Л3.1
4.5. Ферменный биогеоценоз. Сам. работа 3 4 Л1.2, Л3.2
4.6. Планетарные пределы, экологический след и животноводство Сам. работа 3 10 Л1.2, Л3.1
Раздел 5. Эколого-сельскохозяйственные мероприятия по производству высококачественных продуктов животноводства. Экологические проблемы в животноводстве
5.1. Понятие об экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Снижение качества продукции из-за нарушения условий содержания и кормления сельскохозяйственных животных. Мероприятия по улучшению качества животноводческой продукции. Лекции 3 2 ПК-4 Л1.1, Л3.2
5.2. Расчет выхода навоза и сточных вод от ферменного биогеоценоза Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1
5.3. Антропогенное эвтрофирование. Расчет времени заиления водоема Лабораторные 3 2 ПК-4 Л3.2
5.4. Оценка использования отходов ферменного биогеоценоза для орошения, удобрения, выращивания вермикультуры Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.5. Антропогенное эвтрофирование. Сам. работа 3 6 Л3.2, Л3.1
5.6. Современные фермы и биогаз Сам. работа 3 6 Л1.1, Л3.2
5.7. Экзамен 3 27 Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева Экология животных : учебное пособие Лань, 2015
Л1.2 Шилов И.А. Экология: учебник М.: Юрайт, 2011 53
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Формозов А.Н. Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обинания: Изд-во М.: Наука, 1976.
Л2.2 Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К Экология: особи, популяции и сообщества. В 2-х томах, Т. 1. : М.: Мир,, 1989
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Танана Людмила Александровна Разведение сельскохозяйственных животных и основы селекции: Учебное пособие Рипо, 2017 znanium.com
Л3.2 Красота В. Ф., Джапаридзе Т. Г., Костомахин Н. М. Разведение сельскохозяйственных животных: учебник КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://www.lib.asu.ru
http:// www.zoomet.ru
http:// www.biodat.ru
http://www.infanata.com/category/science/
http://www.altayohota.ru
http://www.ecolife.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных».
Дисциплина «Экология сельскохозяйственных животных» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.