МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Частная ихтиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие и ресурсы животного мира
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биоразн-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Журавлев В.Б.

Рецензент(ы):
кандидат биологических наук, доцент , Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Частная ихтиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Целью освоения учебной дисциплины «Частная ихтиология и филогения рыб» является сформировать у студентов представления о биологических особенностях круглоротых и рыб с учетом систематической принадлежности, морфологических, экологических и фаунистических различий.

1.2 Задачи:
1.3 - объяснить исторические концепции и современные представления о системе рыбообразных и рыб;
1.4 - обосновать принципы и подходы к классификации животных по таксономическим признакам на примере надкласса Рыбы;
1.5 - рассмотреть происхождение и эволюцию рыб на примере разнообразных систематических групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы систематики; зоологической классификации и номенклатуры;
- современные представления о систематике и филогении круглоротых и рыб;
- все виды рыб, включенных в Красную Книгу Алтайского края, в Красную Книгу России,в Международную Красную Книгу и категорию их охраны.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выделить обосновать выделение разнообразных систематических групп рыб: от внутривидовых группировок до классов включительно;
- применить на практике морфологические и морфометрические различия при определении различных видов рыб с использованием специальных определителей;
- выделить отдельные виды рыб как биоиндикаторов оценки состояния водных экосистем.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения, описания и систематизации рыб при возможности их реализации в профессиональной деятельности;
- основными методиками использования рыб как тест-объектов;
- методами и методиками использования рыб как тест-объектов при возможности их реализации в профессиональной деятельности.





4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Система рыбообразных и рыб
1.1. Предмет частной ихтиологии, ее место в системе образования ихтиологов. Систематика и филогения. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.2
1.2. Принципы внутривидовой систематики. Правила номенклатуры Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.2
1.3. Предмет частной ихтиологии, ее место в системе образования ихтиологов. Систематика и филогения. Основные этапы развития учения о виде. Понятие о виде в современной ихтиологии. Географическая и экологическая изменчивость в мире рыб. Филогения рыб Сам. работа 3 12 ПК-3 Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Класс круглоротых
2.1. Ископаемые бесчелюстные, черты сходства с современными круглоротыми Лекции 3 1 ПК-3 Л2.2
2.2. Класс Круглоротые Лабораторные 3 6 ПК-3 Л2.2
2.3. Миноги и миксины: отличительные черты строения, систематика, распространение, особенности жизненного цикла у различных форм. Признаки первичной примитивности и вторичные упрощения, связанные с особенностями жизненного цикла. Хозяйственное значение Сам. работа 3 10 ПК-3 Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Класс хрящевые рыбы
3.1. Происхождение пластинчатожаберных, основные черты строения. Черты первичной примитивности и высокой специализации у акуловых рыб. Акулы и скаты- типичные представители, распространение Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1
3.2. Происхождение пластинчатожаберных, основные черты строения. Черты первичной примитивности и высокой специализации у акуловых рыб. Акулы и скаты- типичные представители, распространение, хозяйственное значение. Основные направления филогенетических адаптаций акулообразных. Подкласс цельноголовые рыбы. Особенности строения, распространение, биология основных видов Сам. работа 3 18 ПК-3 Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Подкласс лучеперые. Хрящевые ганоиды
4.1. Хрящевые ганоиды. Основные черты морфологии, признаки первичной примитивности и идиоадаптивной радиации биологического прогресса Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1
4.2. Положение осетровых в системе рыб. Характеристика, распространение и промысловое значение различных видов и родов осетровых рыб. Внутрипопуляционная биологическая дифференциация различных представителей. Охраняемые виды Сам. работа 3 8 ПК-3 Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Эволюция костистых рыб
5.1. Основные эволюционные преобразования в пределах системы Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.2
5.2. Современные взгляды на систему Костистых рыб. Основные эволюционные преобразования в пределах системы. Роль костистых рыб в гидросфере, удельный вес в рыбном промысле Сам. работа 3 10 ПК-3 Л2.2
Раздел 6. Раздел 6. Морфология и систематика костистых рыб
6.1. Отряд Лососеобразные. Основные черты строения. Внутривидовая биологическая дифференциация и ее значение на ряде примеров. Системы видовых адаптаций. Миграции, хоминг, ориентация при миграциях Лекции 3 1 ПК-3 Л2.2
6.2. Отряд Щукообразные. Данные о происхождении и эволюции. Отряд Карпообразные. Общая характеристика, принципы систематики, основные направления эволюции. Вопрос о происхождении. Отряд Щукообразные. Данные о происхождении и эволюции. Отряд Карпообразные. Общая характеристика, принципы систематики, основные направления эволюции. Вопрос о происхождении. Отряд Щукообразные. Данные о происхождении и эволюции. Отряд Карпообразные. Общая характеристика, принципы систематики, основные направления эволюции. Вопрос о происхождении. Лабораторные 3 6 ПК-3 Л2.2, Л2.1
6.3. Отряд Окунеобразные. Основные черты строения, обзор системы отряда, многообразие форм. Примеры приспособлений, связанные с размножением и питанием. Распространение, образ жизни и промысловое значение представителей основных семейств, родов и видов ихтиофауны внутренних континентальных водоемов России. Охраняемые виды Сам. работа 3 8 ПК-3 Л2.2
Раздел 7. Раздел 7. Зоогеография рыб
7.1. Пути эволюции и направления филогенетических адаптаций в пределах основных ветвей и отрядов рыбообразных и рыб Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1
7.2. Основные зоогеографические закономерности распространения рыб. Сам. работа 3 6 ПК-3 Л2.2
Раздел 8. Раздел 8. Морфология, cистематика и экология основных отрядов лучеперых рыб
8.1. Определение рыб Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.2
8.2. Экология основных отрядов лучеперых рыб Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Б. Журавлев Рыбы бассейна Верхней Оби : АлтГУ.- Барнаул Изд-во АлтГУ, 2003 elibrary.asu.ru
Л2.2 Журавлев В.Б., Ломакин С.Л., Сатюков С.Н., Журавлев В.Б. Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] Барнаул: [Алтай], 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rnl.ru Российская национальная библиотека
Э2 https://elibrary.ru Научная электронная библиотека eLibrary
Э3 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
Э2 Ихтиология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.copy-right.su.– Загл. с экрана.
Э3 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана.

1. https://www.ieie.su/ – Портал ФГБУН Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
3. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
4. http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
5. http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Частная ихтиология".
Дисциплина "Частная ихтиология" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Частная ихтиология". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Эти желтые абзацы вставить при необходимости по вашему усмотрению. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом (или лабораторном) занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.