МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Териология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент , Шапетько Е.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Териология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
А. В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного спецкурса является знакомство студентов с представителями наиболее молодой ветви позвоночных животных, их происхождением, особенностями анатомии, морфологии, физиологии, поведения и образа жизни.
В задачи спецкурса «Териология» входит изучение характерных особенностей представителей класса Млекопитающие, их систематики, филогенетических связей и зоогеографии. В ходе спецкурса студенты учатся определять животных различных отрядов, семейств, родов и видов, работают с коллекциями кафедры зоологии и лаборатории "Музей природы".

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы анализа научной информации;
Правила представления научной информации в изданиях различного уровня;
Приемы составления научно-технических отчетов;
Основные особенности строения систем и органов млекопитающих;
Отличия представителей млекопитающих от других групп позвоночных животных;
Современную систематику данной группы.
3.2.Уметь:
3.2.1.Составлять аналитические обзоры и поснительные записки;
Критически анализировать полченную информацию;
Обрабатывать данные лабораторных исследований;
Проводить сравнительный анализ особенностей строения и образа жизни млекопитающих разных в эволюционном плане групп;
Работать с первичной документацией по таксации млекопитающих;
Выполнять учеты численности млекопитающих.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками составления обзоров по выбранной тематике;
Навыками анализа полученных научных данных;
Навыками изложения полученной информации;
Методами полевых исследований млекопитающих;
навыками определения млекопитающих по тушкам и черепам;
методиками изготовления коллекционного материала.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История териологии. Особенности морфологии и физиологии млекопитающих
1.1. История изучения млекопитающих. Вклад Аристотеля, П. Белона, К. Геснера, Дж. Рея, К. Линнея в развитие науки. История териологических исследований в России. Роль трудов Д. Г. Мессершмидта, И. Г. Гмелина, Г. Ф. Миллера, С. П. Крашенинникова, Г. В. Стеллера, И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа, Н. М. Пржевальского. Лекции 6 1 ПК-2 Л1.1
1.2. Органы чувств и их ароморфозные изменения (ресничная мышца, веки, ресницы, среднее и наружное ухо, кортиев орган, турбиналии). Особенности размножения (брачные игры). Забота о потомстве. Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1
1.3. Полевые методы изучения млекопитающих. Методики сбора коллекцинного материала, фиксация и коллектирование. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1
Раздел 2. Подкласс Prototheria. Отряд Monotremata
2.1. Отряд Monotremata. Признаки, отличающие их от млекопитающих, черты сходства. Семейства Tachyglossidae и Ornithorhynchidae. Строение, поведение, распространение. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Отряд Monotremata. Признаки, отличающие их от млекопитающих, черты сходства. Черты примитивизма в строении и поведении. Семейства Tachyglossidae и Ornithorhynchidae. Строение, поведение, распространение. Отряд Monotremata. Черты примитивизма в строении и поведении. Сам. работа 6 4 ПК-2 Л1.3, Л1.1
2.3. Анатомо-морфологическая характеристика млекопитающих. Лабораторные 6 2 ПК-2 Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Подкласс Theria. Инфракласс Metatheria. Отряд Marsupialia
3.1. Отряд Marsupialia. Прогрессивные черты в строении по сравнению с однопроходными. Появление сумки и её роль в сохранении потомства. Семейства Didelphidae, Dasyuridae. Многообразие форм (сумчатые крысы и мыши, сумчатые куницы и сумчатый дьявол). Лекции 6 1 ПК-2 Л2.3, Л1.3
3.2. Отряд Marsupialia. Прогрессивные черты в строении по сравнению с однопроходными. Появление сумки и её роль в сохранении потомства. Семейства Didelphidae, Dasyuridae. Многообразие форм (сумчатые крысы и мыши, сумчатые куницы и сумчатый дъявол)Семейства Macropodidae, Phascolarctidae. Специфика питания коалы. Семейство Vombatidae. Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Инфракласс Eutheria. Отряд Pholidota. Отряд Insectivora
4.1. Отряд Insectivora. Примитивная группа высших млекопитающих. Семейство Erinaceidae. Своеобразие кожного покрова. Устойчивость к ядам. Семейство Talpidae. Черты строения, обусловленные подземным образом жизни. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.3, Л1.1
4.2. Семейство Talpidae. Семейство Soricidae. Особенности биологии. Лабораторные 6 2 ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л1.1
4.3. Отряд Pholidota. Сходства в строении с пресмыкающимися. Биология основных видов. Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Отряд Chiroptera. Отряд Primates
5.1. Отряд Chiroptera. Единственная группа среди млекопитающих, перешедшая на активный полет. Особенности строения скелета в связи с образом жизни. Отряд Primates. Особенности строения в связи с брахиацией. Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.2. Отряд Chiroptera. Отряд Primates. Особенности биологии. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.3. Эхолокация и её роль в жизни рукокрылых. Причины разделения на подотряды. Разделение прматов на подотряды. Их общая характеристика основные семейства. Представители семейства Pongidae, их отличительные особенности. Сам. работа 6 3 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 6. Отряд Carnivora. Отряд Pinnipedia
6.1. Отряд Carnivora. Семейства волчьи, медвежьи, гиеновые, куньи, кошачьи, виверровые. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1
6.2. Семейства волчьи, медвежьи, гиеновые, куньи, кошачьи. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Отряд Pinnipedia. Группа видов, ведущих полуводный образ жизни. Анатомо-морфологические особенности в связи с жизнью в воде. Семейства ушастые и настоящие тюлени, моржовые. Группы пагофилов и геофилов. Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Отряд Cetacea
7.1. Отряд Cetacea. Уникальность группы в связи с переходом к водному образу жизни. Физиологическая уникальность процессов жизнедеятельности. Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
7.2. Подотряд Mystacoceti. Строение китового уса, особенности питания. Основные семейства. Подотряд Odontoceti. Значение зубатых китов для человека. Их роль в понимании процессов мышления у животных. Анималотерапия. Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.3, Л2.2
Раздел 8. Отряд Sirenia. Отряд Tubulidentata. Отряд Proboscidea. Отряд Hyrocoidea
8.1. Отряд Sirenia. Черты сходства с наземными и водными млекопитающими. Лекции 6 1 ПК-2 Л1.1
8.2. Отряд Sirenia. Черты сходства с наземными и водными млекопитающими. Отряд Tubulidentata. Специфика внешнего облика и питания. Отряд Proboscidea. Особенности строения. Хобот как уникальное образование в мире животных. Отряд Hyrocoidea. Признаки, роднящие их со слонами. Сам. работа 6 2 ПК-2 Л1.1
Раздел 9. Отряд Perissodactyla. Отряд Tylopoda
9.1. Отряд Perissodactyla. Основные семейства – тапировые, носороговые и лошадиные. Признаки сходства и различия. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1
9.2. Отряд Perissodactyla. Основные семейства – тапировые, носороговые и лошадиные. Признаки сходства и различия. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.3. Отряд Tylopoda. Представители Старого и Нового Света. Особенности лам и верблюдов. Одомашнивание мозоленогих, их роль в жизни человека. Сам. работа 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Отряд Artiodactyla
10.1. Отряд Artiodactyla. Общая характеристика. Принцип разделения на подотряды: Nonruminantia и Ruminantia. Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
10.2. Семейство свиные. Семейство кабарожьи. Семейство оленевые Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
10.3. Семейство жирафовые. Физиологические особенности, обеспечивающие жизнедеятельность организма. Семейство Antilocarpidae как эндемик Северной Америки. Особенности биологии. Семейство Bovidae. Многообразие антилоп. Своеобразие их биологии. Винторогие, саблерогие антилопы, газели, сайгаки, козлы и бараны, быки, зубры, бизоны. Виды – прародители домашних животных. Сам. работа 6 6 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 11. Отряд Rodentia
11.1. Отряд Rodentia. Вершина эволюции среди млекопитающих. Основные семейства и их представители (дикобразовые, свинковые, водосвинковые, бобровые, беличьи, тушканчиковые, мышиные, хомяковые). Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л2.4, Л1.1
11.2. Отряд Rodentia. Вершина эволюции среди млекопитающих. Основные семейства и их представители (бобровые, беличьи, тушканчиковые, мышиные, хомяковые) Лабораторные 6 4 ПК-2 Л2.4, Л1.1
11.3. Экологическая пластичность группы. Уникальность голых землекопов. Особенности их семейного образа жизни. Сам. работа 6 6 ПК-2 Л2.1
Раздел 12. Отряд Lagomorpha
12.1. Отряд Lagomorpha. Причины выделения их в отдельный отряд. Особенности зубной системы. Отличия между зайцами и кроликами. Пищухи. Их образ жизни. Лекции 6 1 ПК-2 Л2.4, Л1.1
12.2. Экзамен 6 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
cм. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
cм. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
cм. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.И. Машкин Основы териологии: Учебное пособие. Проспект Науки, 2013 15
Л1.2 Чернова О.Ф., Целикова Т.Н. Атлас волос млекопитающих. Тонкая структура остевых волос и игл в сканирующем электронном микроскопе: М.: Товарищество научн.. изд. КМК, 2004 https://avidreaders.ru/book/atlas-volos-mlekopitayuschih-tonkaya-struktura-ostevyh.html
Л1.3 Соколов В.Е. Систематика млекопитающих. Отряды: однопроходных, сумчатых, насекомоядных и др.: Учебное пособие для вузов М.: Высшая школа, 1973
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов В.Е Систематика млекопитающих: Учеб. пособие для университетов М.: «ВШ», , 1973.
Л2.2 Под ред. В.Е.Соколова Жизнь животных В 7 т. Т.7. Млекопитающие : М.: Просвещение, 1989. . 5
Л2.3 Соколов В.Е. Фауна мира: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1990
Л2.4 Собанский Г.Г. Пушные звери Алтая. Насекомоядные, зайцеобразные, грызуны, мелкие хищники: РАН, Сибирское отделение, Институт систематики и экологии животных, Алтайский государственный природный заповедник.- Барнаул : [Алтай],, 2006. 12
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. http://zoomet.ru/novikov – Загл. с экрана.
Э2 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана
Э3 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://www.ruhorses.ru/ официальный сайт Всероссийского НИИ коневодства свободный доступ (дата обращения 23.09.2017)
http://www.niipzk.ru официальный сайт научно-исследовательского института пушного
звероводства и кролиководства РГСХА (дата обращения 23.09.2017)
http://www.rors.ru/ официальный сайт Росохотрыболовсоюза и Всероссийская база данных по охотничьим собакам России (свободный доступ, дата обращения 23.09.2017)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины «Териология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.
Дисциплина «Териология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Териология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Основной формой проведения лабораторных занятий по териологии является выполнение индивидуальных практических заданий по изучению различных аспектов систематики, морфологии, биологии и экологии млекопитающих.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде оценивания индивидуального практического задания.
В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.

Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом.
Основным содержанием самостоятельной работы в курсе «Териология» является изучение научной литературы по теме индивидуального практического задания, подготовка реферата, доклада и презентации по избранной теме.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Проводится индивидуальный опрос по ходу выполнения индивидуального практического задания, оценивание докладов и презентаций

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
К экзамену по териологии студенты допускаются при следующих условиях:
• выполненное индивидуальное практическое задание не менее чем на «удовлетворительно»;
• публичное выступление с докладом и презентацией не менее чем на «удовлетворительно»;
• реферат, выполненный не менее чем на «удовлетворительно».

Требования к посещению занятий:
1.Обязательное посещение лекционных и семинарских занятий.
2.Обязательное выполнение всех заданий и требований преподавателя. Требования к рефератам:
1.При выполнении реферата должно быть использовано не менее 20 источников литературы.
2.Реферат должен быть хорошо отформатирован в следующем формате: шрифт 14, Times New Roman.
3. Реферат должен содержать сведения из оригинальных источников, а не составлен из ссылок и рефератов, позаимствованных из Интернета.
4.Объем реферата должен быть не менее 15 страниц и не более 25.
5. Все части реферата, составленные по литературным источникам, должны быть логически связаны и объединены единой темой.
6.Реферат должен быть хорошо структурирован, разбит на тематические разделы. Обязательно содержание.
Требования к презентациям:
1. Компьютерные презентации должны быть выполнены в программе Power Point
2. Презентации должны содержать не менее 15 слайдов, должны включать не только иллюстративный материал, но текстовые слайды, поясняющие иллюстрации.
3.При подготовке презентаций не допускается копирование презентаций других авторов на аналогичную тему.
4.При заимствовании материала из Интернета обязательна ссылка на первоисточник.

В процессе освоения образовательной программы студенты выполняют различные контрольные задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Студенты, набравшие за выполненные задания в процессе обучения 35 баллов, получают допуск к экзамену. По данной дисциплине учебным планом предусмотрен экзамен, который проводится в сроки, установленные учебным планом. Экзамен предусматривает ответы на вопросы преподавателя из заранее объявленного списка.