Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.б.н. А.В. Мацюра
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ориентировать студента в курсе проблем, стоящих перед современным эволюционным учением, помочь ему в формировании собственной позиции на причины и ход эволюции. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен - определить общие причины и движущие силы эволюции организмов; - вскрыть механизмы развития приспособлений (адаптации) организмов к условиям их обитания и изменениям этих условий; - обосновать возможность возникновения поразительного разнообразия жизненных форм, а также причины сходств и различий разных видов и групп; - выявить факторы, ведущие к эволюционному прогрессу – нарастающему усложнению и совершенствованию организации живых существ в ходе эволюции – при одновременном сохранении более примитивных и просто устроенных видов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06 |
ОПК-8 | способностью обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Общие причины и движущие силы биологической эволюции; Исторические и современные положения эволюционной теории; Исторические и современные положения эволюционной теории и способен применить их на практике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Доказать возникновение адаптаций на единичных примерах; Доказать возникновение разнообразных адаптаций организмов на многочисленных примерах; Доказать возникновение разнообразных адаптаций организмов на многочисленных примерах из разных разделов биологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками научной дискуссии по основным разделам эволюционного учения; Навыками научной дискуссии по всем разделам эволюционного учения; Навыками научной дискуссии по всем разделам эволюционного учения и критического анализа основных проблем современной теоретической биологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Определение понятия «биологическая эволюция». Предмет и задачи эволюционного учения. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
1.2. | Место эволюционного учения в составе биологических наук | Практические | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
1.3. | Методы изучения эволюции. Основные разделы эволюционного учения | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 2. Основные теории эволюции; история становления эволюционных представлений | ||||||
2.1. | Основные теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Принцип градации. Принцип прямого приспособления. Закон о влиянии упражнения органа на его развитие. Закон о наследовании приобретенных свойств. Движущие силы и механизмы эволюции по Ламарку. Современный неоламаркизм. Теория естественного отбора Дарвина-Уолесса. Предпосылки создания теории. Формирование классического дарвинизма. Кризис классического дарвинизма. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.2. | Основные положения теории естественного отбора и ее оценка. | Практические | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
2.3. | Синтетическая теория эволюции. Переход к популяционному мышлению. Развитие эволюционной биологии. Основные положения СТЭ. Формирование экосистемного подхода в биологии. Изучение молекулярных основ изменчивости в эволюции. Нерешенные проблемы неодарвинизма. Современные дискуссии в эволюционном учении. | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 3. Генетические основы эволюционного процесса | ||||||
3.1. | Организация жизни и ее основные характеристики. Основные свойства живых систем. Аксиомы теоретической биологии. Эволюция как условие существования жизни. Биотический потенциал и давление жизни. Системность и организованность жизни. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
3.2. | Уровни организации жизни | Практические | 7 | 6 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
3.3. | Основные этапы истории жизни на Земле. Основные гипотезы возникновения жизни. Основные положения биохимической эволюции живых систем. Начальные этапы биологического обмена. Сущность предбиологического отбора. Основные этапы эволюции растений и животных. Этапы эволюции биосферы. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 4. Концепция видообразования | ||||||
4.1. | Понятие о норме реакции. Формы изменчивости. Мутации как элементарный эволюционный материал. Основные характеристики популяции как эколого-генетической системы. Популяционный генофонд. Закон Харди-Вайнберга.Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс как фактор-поставщик элементарного эволюционного материала. Значение популяционных волн, миграции и дрейфа генов в эволюционном процессе. Изоляция как фактор-усилитель генотипических различий между популяциями. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки естественного отбора. Определение понятия естественный отбор. Вид и видообразование. История развития концепции вида. Критерии и структура вида. Вид – качественный этап эволюционного процесса. Видообразование как результат микроэволюции. Основные пути и способы видообразования. Принцип основателя и видообразование. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
4.2. | Ведущая роль отбора в возникновении новых признаков. Эффективность и скорость действия естественного отбора. Основные формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. Сходство и различие в действии искусственного и естественного отбора. | Практические | 7 | 6 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 5. Проблемы макроэволюции | ||||||
5.1. | Эволюция онтогенеза. Общие представления об онтогенезе разных организмов и специфика его эволюции. Онтогенетическая дифференцировка. Целостность и устойчивость онтогенеза. Эмбрионизация онтогенеза. Автономизация онтогенеза. Онтогенез – основа филогенеза. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Теория филэмбриогенеза. Эволюция филогенетических групп. Формы филогенеза. Основные направления эволюции филогенеза. Скорость эволюции и происхождение иерархии филогенетических групп. Вымирание групп и его причины. Эмпирические правила макроэволюции. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
5.2. | Моделирование филогенеза | Практические | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
5.3. | Эволюционный прогресс. Понятие прогресса и его критерии. Классификация явлений прогресса: неограниченный, биологический, групповой, биотехнологический прогресс. Взаимосвязь разных направлений прогресса и его относительность. Антропогенез. Место человека в системе животного мира. Основные этапы эволюции человека: рамапитеки, австралопитеки, архантропы, палеантропы, кроманьонцы. Происхождение человеческих рас. Микроэв | Сам. работа | 7 | 14 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 6. Практическое и методологическое значение эволюционного учения | ||||||
6.1. | Значение эволюционного учения для охраны среды и сохранение биоразнообразия флоры и фауны. Эволюционное учение и практика сельского хозяйства. Эволюционное учение как теоретическая основа развития биологии. | Сам. работа | 7 | 9 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
6.2. | Экзамен | 7 | 27 | ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Северцов А.С. | Теория эволюции: учеб. для вузов | М.: Владос, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Яблоков, А.В. | Эволюционное учение (Дарвинизм): учеб. для вузов | М. : Высш. шк., 1998 | |
Л2.2 | Северцов А.С. | Основы теории эволюции: учеб. для вузов | М.: МГУ, 1987 | http://bookre.org/reader?file=477350 |
Л2.3 | Иорданский Н.Н. | Эволюция жизни: | М.: Академия, 2001 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт по проблемам эволюции [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://macroevolution.narod.ru. – Загл. с экрана. | |||
Э2 | Теория эволюции как она есть [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://evolution.powernet.ru. – Загл. с экрана | |||
Э3 | Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана. | |||
Э4 | Курс на платформе "Moodle" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мультимедийный комплекс Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Э1 Сайт по проблемам эволюции [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://macroevolution.narod.ru. – Загл. с экрана. Э2 Теория эволюции как она есть [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://evolution.powernet.ru. – Загл. с экрана Э3 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Теория эволюции». Дисциплина «Теория эволюции» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лпрактические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Теория эволюции». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |