Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В., д-р биол. наук, профессор
1.1. | сформировать у магистрантов представление о психолого-педагогических особенностях и специфике работы с одаренными школьниками по биологии и экологии; сформировать умения, связанные с организацией работы с одаренными школьниками по биологии и экологии на основе требований ФГОС нового поколения; овладение магистрантами инновационными образовательными технологиями, развивающими способности одаренных школьников по биологии и экологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-3 | способностью руководить исследовательской работой обучающихся |
ПК-12 | готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Определение понятий об(о) «одаренности (общей одаренности)», «таланте», «способностях» учащихся; условия дифференциации и интеграции в работе с одаренными учащимися; метапредметные результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности (работы) одаренных учащихся (по ФГОС) и результаты научно-исследовательской (исследовательской) деятельности одаренных учащихся (по ГОС); типы (виды) научно-исследовательских (исследовательских) работ и проектов; возрастные (психологические и физиологические) и индивидуальные особенности одаренных школьников при планировании и организации научно-исследовательской (исследовательской) работы и проекта; принципы обучения, научные основы школьного исследования, методы и приемы (способы) исследования, используемые при организации научно-исследовательской (исследовательской) работы и проекта с одаренными школьниками; методологическую структуру и содержание учебно-исследовательской и проектной работы в рамках предметной области «Общественные науки» и учебного предмета «Биология» (по ФГОС) и научно-исследовательской (исследовательской) работы в рамках естественнонаучных дисциплин и учебного предмета «Биология» (по ГОС); этапы организации научно-исследовательской (исследовательской) и проектной работы с одаренными учащимися; возможности участия одаренных школьников в конкурсах исследовательских работ (региональных, межрегиональных, всероссийских, международных). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Отличать понятия «одаренность», «общая одаренность», «талант» и «способность» как категории интеллектуального развития; дифференцировать и интегрировать работу с одаренными школьниками; учитывать возрастные (психолого-физиологические) и индивидуальные особенности одаренных учащихся при планировании, организации и выполнении исследовательской работы; учитывать принципы обучения, научные основы школьного исследования, методы и приемы (способы) исследования при планировании и организации исследовательской работы с одаренными учащимися; правильно планировать собственную работу и составлять план исследовательской работы или проекта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей одаренных школьников, принципов обучения и научных основ школьного исследования, в т.ч. требований ФГОС; уметь оказывать методическую помощь одаренным учащимся при определении методологической части исследования; структурировать исследование и определять его содержание (каждой структурной части); планировать, организовать научно-исследовательскую (исследовательскую) деятельность (работу) или проект одаренных учащихся по биологии в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС; искать пути внедрения (использования) теоретических и практических исследований одаренных учащихся на научных и научно-практических мероприятиях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Руководить научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной деятельностью школьников; умением планировать, организовать и внедрять исследования одаренных учащихся в практику. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Работа с одаренными школьниками по биологии: перспективы и проблемы работы в условиях современной школы. | ||||||
1.1. | Введение в курс. Возможности работы с одаренными школьниками по биологии в условиях современной школы. | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Методическая работа с одаренными учащимися по биологии в условиях современной школы. | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Работа студентов (магистрантов) с основной и дополнительной литературой и электронными ресурсами (поиск информации о требованиях к организации работы с одаренными школьниками) к практической работе. Отчет студента о работе на практическом занятии. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-3, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Требования к планированию, организации и выполнению индивидуальных проектов учащимися в условиях реализации ФГОС (5-8 классы) и научно-исследовательским (исследовательским) работам по ГОС (9-11 классы). | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Учет возрастных (психологических и физиологических) и индивидуальных особенностей одаренных школьников при планировании, организации и выполнении научно-исследовательской (исследовательской) работы или индивидуального проекта. | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Принципы обучения, используемые при организации научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной работы с одаренными учащимися. | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Научные основы школьного исследования и их значение при планировании, организации, выполнении научно-исследовательской (исследовательской) и проектной работы с одаренными учащимися по биологии. | Практические | 2 | 2 | ПК-3, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.8. | Работа студентов (магистрантов) по определенной теме исследования (по выбору студента): определение правильной формулировки темы, обоснование типа (вида) работы, научных основ школьного исследования и методов исследования, принципов обучения, обоснование выбора темы с учетом возрастных особенностей учащихся. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-3, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. 2. Планирование и организация научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной работы по биологии с одаренными учащимися в условиях современной школы. | ||||||
2.1. | Планирование и организация этапов научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной работы с одаренными учащихся по биологии. | Лекции | 2 | 1 | ПК-3, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Этапы организации научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной работы с одаренными учащихся по биологии. | Практические | 2 | 1 | ПК-3, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Работа студентов (магистрантов) со структурой и содержанием научно-исследовательской (исследовательской) работы по определенной теме исследования (по выбору студента). Формулирование актуальности, цели, задач, объекта, предмета и методов исследования, гипотезы исследования, новизны и практической значимости работы. Определение названия глав и пунктов каждой главы, предварительное определение содержания заключения, составление списка использованной литературы и источников, определение содержания приложений. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-3, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Работа студентов (магистрантов) с содержанием научно-исследовательской (исследовательской) работы по определенной теме исследования (по выбору студента). Оформление введения, содержания каждой главы, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Подготовка доклада и презентации по результатам исследования. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-3, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Организация конкурсов научно-исследовательских (исследовательских) работ для одаренных школьников на региональном, межрегиональном, всероссийском, международном уровнях. Поиск возможностей внедрения (использования) теоретических и практических исследований (или результатов исследований) одаренных учащихся на научных, научно-практических и иных мероприятиях. | Практические | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Характеристика краевого конкурса краевой программы для одаренных учащихся и молодежи «Будущее Алтая» (возможности, условия участия, основные требования). Отчет студента о работе на консультации. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Характеристика всероссийских конкурсов научно-исследовательских (исследовательских) работ (возможности, условия участия, основные требования) для одаренных школьников: «Юность. Наука. Культура. Сибирь», «Шаг в науку», «Конкурс исследовательских работ учащихся имени Д.И. Менделеева», «Созвездие» и других. Отчет студента о работе на консультации. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.8. | Работа студентов (магистрантов) над структурой и содержанием индивидуального проекта по географии (в соответствии с требованиями ФГОС) по определенной теме исследования (по выбору студента). | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.9. | Оформление введения, содержания каждой главы проекта, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.10. | Подготовка доклада и презентации по результатам исследования. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.11. | Зачет | 2 | 4 | ПК-3, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Андреева Д.Н.,И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская | Методика обучения биологии в современной школе: учебное пособие | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/6B03718B-084A-4AD0-8783-4CD35B88D187 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева | Теория и методика обучения экологии: учебник | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F28FD397-56DE-4853-B921-09BB6CB171DD. |
Л2.2 | Арбузова Е.Н. | МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
212Л | лаборатория микроскопии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; проектор: марка Epson модель EB-X04 - 1 единица; стационарный экран: марка Lumen – 1 единица; микроскоп Альтами ПС0745 – 8 шт; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 – 16 шт.; стереомикроскоп МС-2 zoom – 1 шт. |
213Л | лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных. |
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
Учебная дисциплина «Работа с одаренными школьниками по биологии» предполагает освещение ключевых методических вопросов, связанных с организацией работы с одаренными школьниками по биологии в условиях современной школы. Содержание данной дисциплины нацелено на формирование представления у студентов (магистрантов) о работе (контактной работе) с одаренными учащимися в рамках учебного предмета «Биология». Дисциплина «Работа с одаренными школьниками по биологии» реализуется в 4 семестре. Освоение учебной дисциплины предполагает посещение лекций, выполнение практических работ, контроль аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента, а также использование разнообразных форм текущего контроля – устный опрос, устное сообщение (доклад), защита проекта, составление конспекта по заданной тематике, тестирование и др. Студент обязан посещать все аудиторные занятия. Преподаватель должен учитывать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов). Поэтому, лекционный материал должен быть насыщен примерами из школьной практики, логически правильно построен. Желательно, иметь презентации лекций. При составлении лекций по учебной дисциплине «Работа с одаренными школьниками по биологии» преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии необходимо использовать материалы тематических презентаций. Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. Пункт 4 «Содержание дисциплины и объем дисциплины») (перед практическим занятием или после его проведения). Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины (п. 4 и п. 5.2). Вся работа осуществляется в рамках БРС. Итоговый контроль знаний, умений и владений проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. По ходу освоения курса студенты набирают баллы, что соответствует БРС. При условии набора определенного количества баллов, студенты автоматически получают зачет. В случае недобора баллов по всем формам работы студенты сдают зачет. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по перечню вопросов (вопросы к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой. Студент сдает зачет при выполнении следующих условий: - д.б. логически правильно построенный и содержательный ответ (с примерами); - д.б максимальное раскрытие сущности предложенных вопросов с привлечением конкретных примеров; - д.б. связь между теоретической базой изученных ранее учебных дисциплин («Педагогическая психология», «Стиль педагогического мышления», «Стиль педагогического проектирования», «Теория и методика обучения биологии») и освоенной учебной дисциплиной «Работа с одаренными школьниками по биологии» в обсуждаемых вопросах. |