МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Работа с одарёнными школьниками по биологии и экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шапетько Е.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор , Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Работа с одарёнными школьниками по биологии и экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В., д-р биол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В., д-р биол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у магистрантов представление о психолого-педагогических особенностях и специфике работы с одаренными школьниками по биологии и экологии;
сформировать умения, связанные с организацией работы с одаренными школьниками по биологии и экологии на основе требований ФГОС нового поколения;
овладение магистрантами инновационными образовательными технологиями, развивающими способности одаренных школьников по биологии и экологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью руководить исследовательской работой обучающихся
ПК-12 готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Определение понятий об(о) «одаренности (общей одаренности)», «таланте», «способностях» учащихся; условия дифференциации и интеграции в работе с одаренными учащимися; метапредметные результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности (работы) одаренных учащихся (по ФГОС) и результаты научно-исследовательской (исследовательской) деятельности одаренных учащихся (по ГОС); типы (виды) научно-исследовательских (исследовательских) работ и проектов; возрастные (психологические и физиологические) и индивидуальные особенности одаренных школьников при планировании и организации научно-исследовательской (исследовательской) работы и проекта; принципы обучения, научные основы школьного исследования, методы и приемы (способы) исследования, используемые при организации научно-исследовательской (исследовательской) работы и проекта с одаренными школьниками; методологическую структуру и содержание учебно-исследовательской и проектной работы в рамках предметной области «Общественные науки» и учебного предмета «Биология» (по ФГОС) и научно-исследовательской (исследовательской) работы в рамках естественнонаучных дисциплин и учебного предмета «Биология» (по ГОС); этапы организации научно-исследовательской (исследовательской) и проектной работы с одаренными учащимися; возможности участия одаренных школьников в конкурсах исследовательских работ (региональных, межрегиональных, всероссийских, международных).
3.2.Уметь:
3.2.1.Отличать понятия «одаренность», «общая одаренность», «талант» и «способность» как категории интеллектуального развития; дифференцировать и интегрировать работу с одаренными школьниками; учитывать возрастные (психолого-физиологические) и индивидуальные особенности одаренных учащихся при планировании, организации и выполнении исследовательской работы; учитывать принципы обучения, научные основы школьного исследования, методы и приемы (способы) исследования при планировании и организации исследовательской работы с одаренными учащимися; правильно планировать собственную работу и составлять план исследовательской работы или проекта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей одаренных школьников, принципов обучения и научных основ школьного исследования, в т.ч. требований ФГОС; уметь оказывать методическую помощь одаренным учащимся при определении методологической части исследования; структурировать исследование и определять его содержание (каждой структурной части); планировать, организовать научно-исследовательскую (исследовательскую) деятельность (работу) или проект одаренных учащихся по биологии в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС; искать пути внедрения (использования) теоретических и практических исследований одаренных учащихся на научных и научно-практических мероприятиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Руководить научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной деятельностью школьников; умением планировать, организовать и внедрять исследования одаренных учащихся в практику.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Работа с одаренными школьниками по биологии: перспективы и проблемы работы в условиях современной школы.
1.1. Введение в курс. Возможности работы с одаренными школьниками по биологии в условиях современной школы. Лекции 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Методическая работа с одаренными учащимися по биологии в условиях современной школы. Практические 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Работа студентов (магистрантов) с основной и дополнительной литературой и электронными ресурсами (поиск информации о требованиях к организации работы с одаренными школьниками) к практической работе. Отчет студента о работе на практическом занятии. Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Требования к планированию, организации и выполнению индивидуальных проектов учащимися в условиях реализации ФГОС (5-8 классы) и научно-исследовательским (исследовательским) работам по ГОС (9-11 классы). Практические 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Учет возрастных (психологических и физиологических) и индивидуальных особенностей одаренных школьников при планировании, организации и выполнении научно-исследовательской (исследовательской) работы или индивидуального проекта. Практические 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Принципы обучения, используемые при организации научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной работы с одаренными учащимися. Практические 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Научные основы школьного исследования и их значение при планировании, организации, выполнении научно-исследовательской (исследовательской) и проектной работы с одаренными учащимися по биологии. Практические 2 2 ПК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Работа студентов (магистрантов) по определенной теме исследования (по выбору студента): определение правильной формулировки темы, обоснование типа (вида) работы, научных основ школьного исследования и методов исследования, принципов обучения, обоснование выбора темы с учетом возрастных особенностей учащихся. Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. 2. Планирование и организация научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной работы по биологии с одаренными учащимися в условиях современной школы.
2.1. Планирование и организация этапов научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной работы с одаренными учащихся по биологии. Лекции 2 1 ПК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Этапы организации научно-исследовательской (исследовательской), учебно-исследовательской и проектной работы с одаренными учащихся по биологии. Практические 2 1 ПК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Работа студентов (магистрантов) со структурой и содержанием научно-исследовательской (исследовательской) работы по определенной теме исследования (по выбору студента). Формулирование актуальности, цели, задач, объекта, предмета и методов исследования, гипотезы исследования, новизны и практической значимости работы. Определение названия глав и пунктов каждой главы, предварительное определение содержания заключения, составление списка использованной литературы и источников, определение содержания приложений. Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Работа студентов (магистрантов) с содержанием научно-исследовательской (исследовательской) работы по определенной теме исследования (по выбору студента). Оформление введения, содержания каждой главы, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Подготовка доклада и презентации по результатам исследования. Сам. работа 2 14 ПК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Организация конкурсов научно-исследовательских (исследовательских) работ для одаренных школьников на региональном, межрегиональном, всероссийском, международном уровнях. Поиск возможностей внедрения (использования) теоретических и практических исследований (или результатов исследований) одаренных учащихся на научных, научно-практических и иных мероприятиях. Практические 2 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Характеристика краевого конкурса краевой программы для одаренных учащихся и молодежи «Будущее Алтая» (возможности, условия участия, основные требования). Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Характеристика всероссийских конкурсов научно-исследовательских (исследовательских) работ (возможности, условия участия, основные требования) для одаренных школьников: «Юность. Наука. Культура. Сибирь», «Шаг в науку», «Конкурс исследовательских работ учащихся имени Д.И. Менделеева», «Созвездие» и других. Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 2 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Работа студентов (магистрантов) над структурой и содержанием индивидуального проекта по географии (в соответствии с требованиями ФГОС) по определенной теме исследования (по выбору студента). Сам. работа 2 12 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Оформление введения, содержания каждой главы проекта, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Подготовка доклада и презентации по результатам исследования. Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Зачет 2 4 ПК-3, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Андреева Д.Н.,И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская Методика обучения биологии в современной школе: учебное пособие Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6B03718B-084A-4AD0-8783-4CD35B88D187
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева Теория и методика обучения экологии: учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F28FD397-56DE-4853-B921-09BB6CB171DD.
Л2.2 Арбузова Е.Н. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212Л лаборатория микроскопии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; проектор: марка Epson модель EB-X04 - 1 единица; стационарный экран: марка Lumen – 1 единица; микроскоп Альтами ПС0745 – 8 шт; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 – 16 шт.; стереомикроскоп МС-2 zoom – 1 шт.
213Л лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных.
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина «Работа с одаренными школьниками по биологии» предполагает освещение ключевых методических вопросов, связанных с организацией работы с одаренными школьниками по биологии в условиях современной школы. Содержание данной дисциплины нацелено на формирование представления у студентов (магистрантов) о работе (контактной работе) с одаренными учащимися в рамках учебного предмета «Биология». Дисциплина «Работа с одаренными школьниками по биологии» реализуется в 4 семестре. Освоение учебной дисциплины предполагает посещение лекций, выполнение практических работ, контроль аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента, а также использование разнообразных форм текущего контроля – устный опрос, устное сообщение (доклад), защита проекта, составление конспекта по заданной тематике, тестирование и др. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
Преподаватель должен учитывать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов). Поэтому, лекционный материал должен быть насыщен примерами из школьной практики, логически правильно построен. Желательно, иметь презентации лекций. При составлении лекций по учебной дисциплине «Работа с одаренными школьниками по биологии» преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии необходимо использовать материалы тематических презентаций.
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. Пункт 4 «Содержание дисциплины и объем дисциплины») (перед практическим занятием или после его проведения). Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины (п. 4 и п. 5.2). Вся работа осуществляется в рамках БРС.
Итоговый контроль знаний, умений и владений проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. По ходу освоения курса студенты набирают баллы, что соответствует БРС. При условии набора определенного количества баллов, студенты автоматически получают зачет. В случае недобора баллов по всем формам работы студенты сдают зачет. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по перечню вопросов (вопросы к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.
Студент сдает зачет при выполнении следующих условий:
- д.б. логически правильно построенный и содержательный ответ (с примерами);
- д.б максимальное раскрытие сущности предложенных вопросов с привлечением конкретных примеров;
- д.б. связь между теоретической базой изученных ранее учебных дисциплин («Педагогическая психология», «Стиль педагогического мышления», «Стиль педагогического проектирования», «Теория и методика обучения биологии») и освоенной учебной дисциплиной «Работа с одаренными школьниками по биологии» в обсуждаемых вопросах.