МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по биоразнообразию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие и ресурсы животного мира
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биоразн-12-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 152
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15 14 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 16 16 16 16 64 64
Сам. работа 40 40 56 56 56 56 152 152
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):
Доктор биологических наук, профессор, Снигирев С.И.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Журавлев В.Б.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по биоразнообразию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение морфологических и биологических приспособлений животных к различным условиям обитания, с многообразием методов фаунистических и биотопических исследований;
обучение сновным методам полевых исследований животных, знакомство с основными представителями фауны Алтайского края;
развитие бережного отношения к окружающему животному миру.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов
ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
ПК-6 способностью руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и практические основы научной деятельности
иметь предстзнать и соблюдать правила техники безопасности при работе в полевых условиях
иметь представления об основных закономерностях взаимоотношений организма с окружающей средой
способы анализа имеющейся информации;
современные методы исследования биологических объектов
основные понятия и методы фундаментальных разделов биологии, необходимые для освоения современных проблем биологии
нормативные документы, регламентирующие организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ;
основные методы защиты от чрезвычайных ситуаций
современные подходы к организации научного коллектива
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы.
преобразовывать информацию (чтение, конспектирование, реферирование)
разрешать проблемы путем использования комплексных источников знания, которые могут быть неполными, в новых и незнакомых контекстах;
наблюдать, описывать и идентифицировать биологические объекты
использовать методики полевых и лабораторных, морфологических и таксономических исследований биологических объектов
использовать фундаментальные и прикладные знания в сфере профессиональной деятельности
применять на практике знания основ организации и планирования научно-исследовательских и производственных работ с использованием нормативных документов;
организовывать свою трудовую научную деятельность и деятельность других людей
проводить коллективные биологические исследования в сложных и нестандартных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами полевых исследований по изучению фауны и экологии животных
навыками квалифицированно проводить сбор зоологического материала, его фиксацию и этикетирование.
способами решения новых исследовательских задач
способами создания и методами работы с базами данных
методом системного анализа (принцип системности)
методом проектов и основами научно-производственного планирования
навыками самостоятельной научно-исследовательской работы
основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
способами решения исследовательских задач в нестандартных ситуациях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Разнообразие беспозвоночных
1.1. Цель и задачи практики. Инструктаж по технике безопасности Методика сбора беспозвоночных животных. Лабораторные 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.2
1.2. Содержание беспозвоночных в неволе и наблюдения за ними. Лабораторные 1 6 ОПК-4, ПК-3 Л1.2
1.3. Ночной лов насекомых. Лабораторные 1 6 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.2
1.4. Определение, фиксация и этикетирование беспозвоночных. Лабораторные 1 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.2
1.5. Монтирование коллекций по индивидуальным заданиям. Лабораторные 1 8 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.2
1.6. Видовой состав и ярусное распределение паукообразных. Видовой состав дневных чешуекрылых. Суточная активность дневных чешуекрылых. Видовой состав ночных чешуекрылых. Особенности распределения полужесткокрылых в биотопах. Видовой состав и особенности питания усачей. Экологические группы долгоносиков. Экологические группы жужелиц. Оценка численности жужелиц. Видовой состав пчелиных. Биотопическое распределение и кормовые предпочтения шмелей. Экологические группы муравьев. Муравьи и их постройки. Видовые особенности фуражировочной деятельности рыжих лесных муравьев. Видовой состав слепней. Суточная активность слепней. Видовой состав мух. Насекомые - вредители сельскохозяйственных и лесных культур. Сообщества хортобионтных насекомых. Опылители различных жизненных форм растений. Синантропные беспозвоночные. Пространственное распределение почвенных беспозвоночных. Черви водных ценозов. Эктопаразиты грызунов. Гельминты остромордой лягушки. Гельминты насекомоядных. Гельминты грызунов. Видовой состав пресноводных моллюсков различных типов водоемов. Следы жизнедеятельности беспозвоночных. Сам. работа 1 40 ОПК-4, ПК-3 Л1.2
Раздел 2. Разнообразие позвоночных
2.1. Цель и задачи практики. Инструктаж по технике безопасности Методика сбора позвоночных животных. Методы полевых ихтиологических исследований. Определение рыб в полевых условиях и их камеральная обработка. Лабораторные 2 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.4
2.2. Методы полевых герпетологических исследований. Особенности применения методов полевых исследований земноводных. Особенности применения методов полевых исследований рептилий. Лабораторные 2 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.5, Л1.4
2.3. Методы полевых орнитологических исследований. Особенности применения методов полевых исследований птиц в условиях лесных биоценозов. Особенности применения методов полевых исследований птиц в условиях луговых биоценозов. Особенности применения методов полевых исследований птиц в окрестностях водоемов. Лабораторные 2 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.5, Л1.4
2.4. Методы полевых териологических исследований. Особенности применения методов полевых исследований млекопитающих. Лабораторные 2 4 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.5, Л1.4
2.5. Ихтиофауна водоемов окрестностей базы практики. Морфометрическая характеристика основных видов рыб района исследований. Питание рыб в водоемах Алтайского края. Методы абсолютного и относительного учета земноводных. Эколого-морфологическая характеристика земноводных района исследований. Методы абсолютного и относительного учета рептилий. Эколого-морфологическая характеристика ящериц района исследований. Змеи района практики. Особенности биотопического распределения змей в окрестностях базы практики. Методы абсолютного и относительного учета птиц. Миграции птиц и методы их изучения. Методы оценки суточной активности у птиц. Птицы открытых ландшафтов. Птицы лесных местообитаний. Птицы водоемов. Орнитофауна поселка/города. Хищные птицы района практики. Серая (черная) ворона/грач в районе практики, их гнездование и поведение. Методы абсолютного и относительного учета млекопитающих. Эколого-морфологическая характеристика млекопитающих района исследований. Ландшафтные фаунистические группировки мелких млекопитающих. Спектры питания мелких млекопитающих и определение предпочитаемости кормов. Методы оценки численности животных по следам жизнедеятельности. Суточные ритмы у мелких млекопитающих. Индивидуальные особенности поведения млекопитающих. Сам. работа 2 56 ОПК-4, ПК-3 Л1.4
Раздел 3. Видовое и биотопическое разнообразие
3.1. Биологическое разнообразие. Угрозы биологическому разнообразию Лабораторные 3 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л1.3
3.2. Сохранение видов путем сохранения популяций Лабораторные 3 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л1.3
3.3. Сохранение редких видов Лабораторные 3 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.3
3.4. Международное законодательство в области сохранения биологического разнообразия Лабораторные 3 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л3.2, Л1.1, Л1.3
3.5. Территориальная охрана природы. Островной и краевой эффекты и их учет в охране природы Лабораторные 3 2 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л3.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Экологический каркас территории Лабораторные 3 6 ОПК-4, ПК-3 Л3.3, Л3.1, Л2.1, Л1.3
3.7. История территориальной охраны природы. Нормативно-правовая база территориальной охраны природы. Заповедники как форма территориальной охраны природы. Заказники как форма территориальной охраны природы. Памятники природы как форма территориальной охраны природы. Национальные и природные парки как форма территориальной охраны природы. Ботанические сады и дендрологические парки как форма территориальной охраны природы. Лечебно-оздоровительные местности и курорты как форма территориальной охраны природы. Особо охраняемые природные территории Алтайского края. Сам. работа 3 56 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов А.А. Биоразнообразие и его оценка. Концептуальная диверсикология: Киев: Изд-во Ин-та гидробиологии НАН Украины, , 2002 http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=ekology&author=protasov-aa&book=2002
Л1.2 [Н. Д. Овчаренко и др.] Практикум по зоологии беспозвоночных: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Биоразнообразие: Учебная литература для ВУЗов Агрус, 2013 biblioclub.ru
Л1.4 Константинов В. М., . Шаталова С. П Сравнительная анатомия позвоночных животных: М. : Академия, 2005
Л1.5 под ред. В. М. Константинова Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004 29
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Силантьева М.М. Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края : учеб. пособие: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ротанова И.Н. Эколого-ландшафтное обоснование системы особо охраняемых природных территорий Алтайского края : монография Новосибирск: СО РАН, 2010 12
Л3.2 : ,
Л3.3 редкол.: С. И. Авцинов и др. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: энциклопедия Барнаул, 2009 7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э4 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Практикум по биоразнообразию».
Дисциплина «Практикум по биоразнообразию» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это лабораторные занятия и самостоятельная работа.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике предмета. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.