Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Паразитология» является формирование знаний о различных видах животных-паразитах, их морфофизиологических особенностях, значении в природе и в жизни человека. раскрыть понятие паразитизма, ознакомить студентов биологов с современными представлениями о паразитизме как экологическом явлении, его месте среди других типов отношений, о эволюционных и экологических аспектах адаптации животных к паразитическому образу жизни, а также о закономерностях распространения паразитов в растительном и животном мире; указать методы борьбы и избавления человеческого общества, животных и растений от паразитарных заболеваний. Программа дисциплины «Общая паразитология» ориентирована на изучение общетеоретических и региональных особенностей паразитов животных и растений. Ключевым элементом является рассмотрение существующих региональных проблем в распространении природно-очаговых и трансмиссивных заболеваний животных и человека.Основное внимание уделяется экологической природе формирования видового разнообразия паразитов и роли деятельности человека в распространении паразитов и создании условий вспышек эпизоотии. Задачи дисциплины: 1. определение вида паразита, подлежащего изучению (связь с систематикой); 2. изучение морфологии паразита (анатомия); 3. исследование жизненного цикла, размножения и других особенностей жизни паразитов,находящихся в разной степени зависимости от своих хозяев как промежуточных, так и главных (ихтиология, энтомология, герпетология и другие зоологические специальности); 4. определение характера влияния внешней среды на паразита (физиология, патология); |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных; Отличительные особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных; Методы сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выделить особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных; Определить особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных; Выбрать соответствующие методы сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методами определения видовой принадлежности по морфофизиологическим признакам паразитических животных; Методами сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных; Методами статистической обработки полученных результатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая паразитология | ||||||
1.1. | Введение. Предмет, цели и задачи спецкурса. Паразитология как экологическая наука. | Лекции | 5 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | История развития паразитологии как науки. Вклад отечественных ученых в ее развитие. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-2 | |
1.3. | Биография ведущих ученых, внесших вклад в развитие паразитологии. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2 | |
1.4. | Паразитизм, его распространение и происхождение. Разнообразные формы взаимоотношений организмов. Явление симбиоза и его виды. Различные формы связи паразита и хозяина. Разнообразие критериев, используемых для классификации паразитов. Классификация паразитов и паразитизма. Пространственное отношение паразитов к хозяевам. Экологическая концепция паразитизма. | Лекции | 5 | 6 | ПК-2 | Л1.2 |
1.5. | Основы классификации паразитов и паразитизма. | Лабораторные | 5 | 8 | ПК-2 | |
1.6. | Теории происхождения паразитизма. Явление симбиоза. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2 | |
1.7. | Адаптации паразитов к образу жизни. | Лекции | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Общие и специфические механизмы адаптации паразитов. | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-2 | |
1.9. | Трансмисссивные заболевания. Природно-очаговыых заболевания и их профилактика. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2 | |
1.10. | Разнообразие жизненных циклов паразитических представителей | Лекции | 5 | 6 | ПК-2 | |
1.11. | Жизненные циклы паразитов из разных систематических групп. | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-2 | |
1.12. | Жизненные циклы паразитов из разных систематических групп | Лабораторные | 5 | 10 | ПК-2 | |
1.13. | Экзамен | 5 | 27 | ПК-2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Овчаренко Н. Д., Кучина Е.А. | Паразитология: учебное пособие | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. | Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие | АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гинецинская И.А., Добровольский А.А. | Частная паразитология. В 2-х томах. Т.1. Паразитические простейшие и плоские черви. Том 2. Паразитические черви, моллюски и членистоногие.: | М.: Высш. шк., 1978 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | |||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); | |||
Э3 | Курс на платформе "Moodle" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины паразитология. Дисциплина паразитология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Паразитология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к экзамену. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |