МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Паразитология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Овчаренко Н.Д.;ст. преподаватель, Кучина Е.А.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Паразитология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Паразитология» является формирование знаний о различных видах животных-паразитах, их морфофизиологических особенностях, значении в природе и в жизни человека.
раскрыть понятие паразитизма, ознакомить студентов биологов с современными представлениями о паразитизме как экологическом явлении, его месте среди других типов отношений, о эволюционных и экологических аспектах адаптации животных к
паразитическому образу жизни, а также о закономерностях распространения паразитов в растительном и животном мире; указать методы борьбы и избавления человеческого общества, животных и растений от паразитарных заболеваний.
Программа дисциплины «Общая паразитология» ориентирована на изучение общетеоретических и региональных особенностей паразитов животных и растений. Ключевым элементом является рассмотрение существующих региональных проблем в распространении природно-очаговых и трансмиссивных заболеваний животных и человека.Основное внимание уделяется экологической природе формирования видового разнообразия паразитов и роли деятельности человека в распространении паразитов и создании условий вспышек эпизоотии.
Задачи дисциплины:
1. определение вида паразита, подлежащего изучению (связь с систематикой);
2. изучение морфологии паразита (анатомия);
3. исследование жизненного цикла, размножения и других особенностей жизни паразитов,находящихся в разной степени зависимости от своих хозяев как промежуточных, так и главных (ихтиология, энтомология, герпетология и другие зоологические специальности);
4. определение характера влияния внешней среды на паразита (физиология, патология);

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Отличительные особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Методы сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выделить особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Определить особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Выбрать соответствующие методы сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами определения видовой принадлежности по морфофизиологическим признакам паразитических животных;
Методами сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Методами статистической обработки полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая паразитология
1.1. Введение. Предмет, цели и задачи спецкурса. Паразитология как экологическая наука. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. История развития паразитологии как науки. Вклад отечественных ученых в ее развитие. Лабораторные 5 2 ПК-2
1.3. Биография ведущих ученых, внесших вклад в развитие паразитологии. Сам. работа 5 6 ПК-2
1.4. Паразитизм, его распространение и происхождение. Разнообразные формы взаимоотношений организмов. Явление симбиоза и его виды. Различные формы связи паразита и хозяина. Разнообразие критериев, используемых для классификации паразитов. Классификация паразитов и паразитизма. Пространственное отношение паразитов к хозяевам. Экологическая концепция паразитизма. Лекции 5 6 ПК-2 Л1.2
1.5. Основы классификации паразитов и паразитизма. Лабораторные 5 8 ПК-2
1.6. Теории происхождения паразитизма. Явление симбиоза. Сам. работа 5 10 ПК-2
1.7. Адаптации паразитов к образу жизни. Лекции 5 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Общие и специфические механизмы адаптации паразитов. Лабораторные 5 4 ПК-2
1.9. Трансмисссивные заболевания. Природно-очаговыых заболевания и их профилактика. Сам. работа 5 6 ПК-2
1.10. Разнообразие жизненных циклов паразитических представителей Лекции 5 6 ПК-2
1.11. Жизненные циклы паразитов из разных систематических групп. Сам. работа 5 15 ПК-2
1.12. Жизненные циклы паразитов из разных систематических групп Лабораторные 5 10 ПК-2
1.13. Экзамен 5 27 ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Овчаренко Н. Д., Кучина Е.А. Паразитология: учебное пособие АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гинецинская И.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. В 2-х томах. Т.1. Паразитические простейшие и плоские черви. Том 2. Паразитические черви, моллюски и членистоногие.: М.: Высш. шк., 1978
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Э3 Курс на платформе "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины паразитология.
Дисциплина паразитология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Паразитология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к экзамену.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.