МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана редких и исчезающих видов животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие и ресурсы животного мира
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биоразн-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., заведуюшщий кафедрой, Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Охрана редких и исчезающих видов животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является сформировать представление о законодательной базе, истории создания, принципах построения и функциям международной, национальной (российской) и региональных (Красные книги субъектов Российской Федерации) Красных книг, а также познакомить студентов с обитающими в Алтайском крае особо охраняемыми животными, заострив внимание на флаговых видах.

Основные задачи курса:

1. Ознакомить студентов с методологией охраны и инвентаризации редких видов;

2. Дать краткую историю возникновения и развития комплекса Красных книг различного ранга;

3. Показать различия в структуре и правовом статусе Красных книг МСОП и России;

4. Показать необходимость ведения организационной и договорной форм международного сотрудничества по охране биологического разнообразия;

5. Дать основы правовой охраны животных (основные международные и двухсторонние конвенции);

6. Дать перечень и основные характеристики редких и исчезающих видов животных Алтайского края;

7. Рассмотреть вопросы территориальной охраны редких животных Алтая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью использовать знание нормативных документов, регламентирующих организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- значение современной нормативно-правовой базы в области охраны ООПО
многообразие видов и категорий редких и особо охраняемых животных в пределах РФ и их перечень, а также характеристика этих животных, обитающих в пределах Алтайского края;
- особенности существующей сети особо охраняемых природных территорий; о существующих стратегиях и программах сохранения биоразнообразия различных экосистем.
3.2.Уметь:
3.2.1.- измерять биоразнообразие; оценивать текущий уровень биоразнообразия различных экосистем; выявлять и оценивать угрозы биоразнообразию;
- следить за изменениями нормативно-правовой базы в области охраны редких животных находить достоверную литературу и правильно ее использовать.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы в особо охраняемых природных территорий для нахождения и изучения редких и исчезающих видов;
- навыками расчета ущерба животнеому миру на ООПТ и других объектах от антропогенного вмешательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Предмет, задачи и методы. Редкие и исчезающие виды России. Структура сообщества и биоразнообразие. Причины сокращения биоразнообразия: глобальные и региональные аспекты
1.1. Причины и темпы вымирания животных. История создания и эволюция структуры Красной книги МСОП. Структура и трансформация национальной Красной книги России. Структура региональных Красных книг и списков редких животных; Красная книга Алтайского края. Лекции 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.4
1.2. Охрана и инвентаризация редких видов Лабораторные 4 2 ПК-5 Л2.4
1.3. Правовая охрана животных (на примере птиц) Лабораторные 4 2 ПК-5
1.4. Введение. Предмет, задачи и методы. Редкие и исчезающие виды России. Структура сообщества и биоразнообразие. Причины сокращения биоразнообразия: глобальные и региональные аспекты. Структура и уровни биоразнообразия. Закономерности видового разнообразия. Млекопитающие: парнокопытные, китоообразные, грызуны Сам. работа 4 12 ПК-5 Л2.3
Раздел 2. Территориальная и правовая охрана животных
2.1. Организационные формы международного сотрудничества по охране окружающей среды. Договорные формы международного сотрудничества по охране окружающей среды. Основные международные и двусторонние конвенции по охране окружающей среды. Типы особо охраняемых природных территорий России. Территориальная охрана редких животных в Алтайском крае. Лекции 4 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.4
2.2. Охрана редких видов позвоночных животных в ООПТ Алтайского края Лабораторные 4 4 ПК-5 Л2.3
2.3. Сохранение биоразнообразия. Исследовательские и образовательные программы. Красные книги. Развитие сетей ООПТ. Охрана и восстановление среды обитания. Международные организации, занимающиеся проблемами сохранения биоразнообразия. Стратегии, комплекс мероприятий по восстановлению отдельных видов, заповедники,заказники, памятники природы. Специальные проекты. Сам. работа 4 15 ПК-5 Л1.1
Раздел 3. Редкие и исчезающие животные Алтайского края
3.1. Видовой состав животных Алтайского края, состоящих в Красных книгах различного уровня. Редкие и исчезающие земноводные Алтайского края. Редкие и исчезающие пресмыкающиеся Алтайского края. Редкие и исчезающие птицы Алтайского края. Редкие и исчезающие млекопитающие Алтайского края. Лекции 4 4 ПК-5 Л2.1
3.2. Особо охраняемые амфибии Алтайского края Лабораторные 4 2 ПК-5 Л2.4
3.3. Особо охраняемые рептилии Алтайского края Лабораторные 4 2 ПК-5
3.4. Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отрядам Трубконосые – Procellariiformes и Аистообразные – Ciconiiformes Лабораторные 4 1 ПК-5 Л2.3
3.5. Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отряду Гусеобразные – Anseriformes Лабораторные 4 1 ПК-5 Л2.4
3.6. Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отрядам Соколообразные – Falconiformes Лабораторные 4 1 ПК-5
3.7. Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отрядам Курообразные – Galliformes и Журавлеобразные – Gruiformes Лабораторные 4 1 ПК-5 Л2.2
3.8. Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отряду Ржанкообразные – Charadriiformes Лабораторные 4 2 ПК-5 Л2.4, Л2.2
3.9. Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отряду Совообразные – Strigiformes Лабораторные 4 2 ПК-5 Л2.4
3.10. Особо охраняемые виды птиц, принадлежащих к отряду Воробьинообразные – Passeriformes Лабораторные 4 2 ПК-5 Л2.3
3.11. Особо охраняемые млекопитающие Приморского края (насекомоядные, рукокрылые, грызуны) Лабораторные 4 2 ПК-5
3.12. Управление численностью редких и охраняемых видов в Алтайском крае Сам. работа 4 22 ПК-5 Л2.2
3.13. Экзамен 4 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Силантьева М.М. Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края : учеб. пособие: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 редкол.: С.И. авцинов и др. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Администрация Алт. края, управление природных ресурсов, 2009 http://oopt.aari.ru/ref/544
Л2.2 сост. А.А. Околелова Система особо охраняемых природных территорий: Методические указания Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238354
Л2.3 Красная книга Алтайского края (животные): Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 http://old.ssbg.asu.ru/trudi/red_book_alt.kr_animals.pdf
Л2.4 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Охрана редких и исчезающих видов животных».
Дисциплина «Охрана редких и исчезающих видов животных» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.