МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы полевых исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Важов С.В.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы полевых исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология», зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2014 г. N 33812

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
А. В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины Методы полевых исследований – обучение основным современным методикам изучения численности, распространения, питания, размножения, миграций, индивидуального мечения и пр. наземных позвоночных.
Задачи дисциплины: студент должен:
– познакомиться с основными методами полевых исследований позвоночных животных;
– приобрести навыки их применения;
– научиться оценивать возможности применения различных методов для изучения конкретных представителей позвоночных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.инструментальную базу для проведения полевых зоологических работ
современное оборудование для выполнения лабораторных исследований
принципы использования и особенности эксплуатации оборрудования в региональных условиях
Основные принципы и подходы к исследованию экологии наземных позвоночных, используемые при изучении разных систематических и экологических групп;
Основные методики, используемые при изучении численности, пространственного распределения, питания, размножения, миграций наземных и водных позвоночных;
Технологию и принципы составления коллекций животных.
3.2.Уметь:
3.2.1.настраивать и применять оборудование для выполнения полевых зоологических работ
настраивать и применять современное оборудование для выполнения лабораторных исследований
настраивать и обслуживать современное зоологическое оборудование в условиях региона
Изготовить коллекционный материал по зоологии;
Применить прижизненные методы для изучения животных;
Получать адекватную биологическую информацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора полевого материала при помощи оборудования
навыками фиксации и обработки зоологического материала в лабораторных условиях
навыками организации исследований с использованием инструментальных методов сбора и обработки полевого материала
Навыками обработки полевых сборов;
Навыками определения животных по внешнему виду, голосу, следам;
Методиками описания, хронометрирования, мечения и пр. с учетом норм и принципов биоэтики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наблюдение и определение позвоночных в их естественной среде
1.1. Наблюдение и способы определения амфибий и рептилий. Наблюдение и способы определения птиц. Использование оптических приборов (бинокли, зрительные трубы, приборы ночного видения и пр.). Вокализация. Токование. Стайное поведение. Признаки внешней морфологии, поведение. Наблюдение и способы определения в природе зверей. Скрытность; значение следов жизнедеятельности зверей для изучения их экологии. Суточная и сезонная активность. Способы передвижения. Наблюдение по следам. Лекции 5 2 Л2.3
Раздел 2. Методы количественных учетов наземных позвоночных
2.1. Количественные учеты животных в зоологических исследованиях. Фауна и население животных, соотношение этих понятий. Количественные учеты как основа мониторинга состояния природных систем. Значение количественных учетов для составления кадастров животного мира. Количественные учеты как фактологическая основа биогеоценологии, зоогеографии. Роль количественных учетов в решении прикладных задач (ресурсы, промысел, редкие виды и их охрана и др.). Абсолютные и относительные методы учета. Выбор оптимальной методики учета. Площадные и линейные учеты. Методы учета амфибий и рептилий. Лекции 5 2 Л2.3, Л2.2
2.2. Количественные учеты птиц. Площадный учет птиц. Учет птиц на полосе фиксированной ширины. Учет птиц без ограничения ширины полосы учета (метод Ю.С. Равкина). Количественные учеты птиц в период миграций. Учет птиц на токовищах. Лабораторные 5 12 Л2.3
2.3. Методы учета млекопитающих Сам. работа 5 10 Л2.3
Раздел 3. Изучение питания полевыми методами
3.1. Изучение питания животных в зоологии и экологии. Оценка частоты встречаемости кормовых объектов. Оценка значимости корма по объему, массе, перевариваемости, энергетической ценности (калорийности). Методы изучения питания амфибий и рептилий. Возможность и методы прижизненного изучения питания. Экспериментальные методы изучения питания. Методы изучения питания птиц. Изучение питания по содержимому желудков и зобов. Бескровные и прижизненные методы изучения питания птиц. Визуальные наблюдения у гнезд. Наблюдения с биноклем у мест кормежки. Анализ экскрементов и погадок птиц как метод изучения спектров питания. Сбор материала у гнезд. Хронометрирование при непосредственных наблюдениях у гнезд. Применение самописцев. Метод искусственного птенца. Метод лигатур. Экспериментальный метод. Методы изучения питания млекопитающих. Анализ желудков и кишечника, содержимого защечных мешков. Анализ экскрементов. Обследование остатков пищи и разбор кладовых. Изучение погрызов, поедей. Непосредственные наблюдения. Изучени Лекции 5 2 Л2.3
3.2. Изучение размножения млекопитающих. Обследование животных как метод оценки их физиологического состояния. Изучение размножения у мелких грызунов и насекомоядных по результатам отловов в ловушки. Достоинства и недостатки этого метода. Схема биологического обследования пойманных зверьков. Микроскопические методы исследования участия зверьков в размножении. Определение возраста. Выявление числа детенышей в выводке и числа пометов в год. Особенности изучения размножения у белки, зайцев, сусликов, крота и др. Изучение размножения хищников. Оценка состояния кормовой базы как основного фактора, влияющего на размножение хищников. Основные трудности в изучении размножения хищников. Наличие латентной фазы у некоторых видов. Схема обследования добытого экземпляра животного. Изучение соотношения полов у эмбрионов и в популяции взрослых животных. Влияние на динамику размножения животных состояния кормовой базы, зараженности паразитами, гидротермических факторов и пр. Сам. работа 5 12 Л2.3
Раздел 4. Методы изучения размножения наземных позвоночных
4.1. Изучение размножения амфибий и рептилий. Наблюдения в природе. Выявление биотопических преференций. Изучение влияния температуры, влажности, других абиотических факторов на размножение амфибий и рептилий. Обследование животных для изучения состояния их генеративных органов, темпов развития и роста. Экспериментальные методы исследования. Количественные учеты на постоянных маршрутах как метод изучения размножения амфибий и рептилий. Изучение размножения птиц. Факторы, обусловливающие интенсивность и успешность размножения птиц. Определения фазы в цикле размножения птиц при прижизненном осмотре или обследовании погибших особей. Изучение фенологии гнездования и длительности гнездового периода. Последовательность фаз гнездового цикла у птиц и их признаки. Признаки начала и окончания гнездового периода у популяции. Число гнездовых циклов у птиц. Выбор гнездового участка. Токование как важнейший и видоспецифичный показатель участия птиц в размножении. Формы токования. Интенсивность и активность пения. Изучение гне Лекции 5 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Изучение нор, гнезд, убежищ
5.1. Значение убежищ разного назначения для животных. Значение изучения этой стороны экологии животных. Изучение убежищ амфибий и рептилий. Описательный метод. Изучение размещения гнезд у птиц. Методики поиска гнезд. Различная информативная ценность гнезд, обнаруженных в разных фазах гнездового цикла. Способы осмотра труднодоступных гнезд. Схема описания гнезда. Изучение теплоизоляционных свойств гнезда. Другие убежища, используемые птицами вне периода гнездования или при других обстоятельствах. Методы их исследования. Лекции 5 4 Л2.1, Л2.3
5.2. Изучение убежищ млекопитающих. Логовники, норники, гнездовники, землерои и характер их убежищ. Схемы обследования и описания их убежищ. Лабораторные 5 12 Л2.3
Раздел 6. Изучение онтогенеза наземных позвоночных
6.1. Значение изучения индивидуального развития наземных позвоночных. Изучение индивидуального развития амфибий. Снятие морфометрических параметров. Изучение индивидуального развития рептилий. Снятие морфометрических параметров рептилий. Схема описания птенцов при вылуплении. Изучение динамики морфологических признаков птенцов. Изучение динамики морфометрических признаков у птенцов. Изучение онтогенеза млекопитающих в природе и эксперименте. Сам. работа 5 10 Л2.1, Л2.3
Раздел 7. Методы мечения позвоночных
7.1. Мечение земноводных и пресмыкающихся. Мечение в изучении млекопитающих. Лекции 5 2 Л2.3
7.2. Методы мечения птиц. Кольцевание птиц как метод исследования отношения птиц к пространству. Гельголандская ловушка. Рыбачинская ловушка. Кольцевание с помощью паутинных сетей. Отлов лучками, бойками, на манную птицу, на магнитофонную запись и пр. Стандартные кольца для кольцевания птиц. Цветные ножные кольца. Окрашивание как способ мечения. Обрезка и выстригание перьев. Протезирование крупных перьев. Крыловые метки. Шейные кольца, воротники, пончо. Окрашивание корма. Радиомечение и радиобиотелеметрия. Визуальный метод. Радары в изучении миграций птиц. Сам. работа 5 10 Л2.1
Раздел 8. Методы изучения сезонной жиз-ни
8.1. Методика сбора материала по фенологии явлений природы. Экспериментальные методы сбора материалов по фенологии. Лекции 5 4 Л2.2
8.2. Фенология как наука. Фенологические наблюдения как важнейший фон для сезонного развития всех элементов природных систем. Основные фенофазы в жизни наземных позвоночных. Важнейшие феноявления абиотической среды. Сам. работа 5 12 Л2.1, Л2.3
Раздел 9. Программы комплексного аутэко-логического изучения отдельных видов
9.1. Программы комплексного исследования амфибий. Программы комплексного исследования рептилий. Программы комплексного исследования птиц. Лекции 5 2 Л2.3
9.2. Программы комплексного исследования млекопитающих. Сам. работа 5 10 Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные признаки, позволяющие определить животное в природе.
2. Значение количественных учетов в зоологических исследованиях и их использование в изучении различных аспектов экологии видов.
3. Площадные и маршрутные методы учета.
4. Учеты животных на фиксированной полосе учета и без ее ограничения.
5. Учеты мелких млекопитающих методом ловчих канавок.
6. Зимний маршрутный учет (ЗМУ).
7. Методы изучения питания амфибий и рептилий.
8. Методы изучения питания птиц.
9. Методы изучения питания млекопитающих.
10. Методы изучения размножения амфибий и рептилий.
11. Токование как видоспецифичный показатель участия птиц в размножении. Формы токования.
12. Изучение гнездостроения. Гнездовой материал, его количество и качество.
13. Методы изучения насиживания кладки (инструментальные, прямых наблюдений с использованием хронометража), их положительные и отрицательные стороны.
14. Количественная характеристика насиживания кладки. Ее изменчивость в течение периода насиживания.
15. Соотношение понятий насиживание и инкубация. Методы изучения инкубации.
16. Изучение кормления птенцов инструментальными методами и методом прямых наблюдений.
17. Изучение размножения у мелких грызунов и насекомоядных по результатам отловов в ловушки.
18. Схема биологического обследования пойманных зверьков.
19. Изучение размещения гнезд у птиц. Методики поиска гнезд.
20. Схема описания гнезда.
21. Изучение убежищ млекопитающих. Схемы их обследования и описания.
22. Схема описания птенцов при вылуплении.
23. Изучение динамики морфологических и морфометрических признаков у птенцов.
24. Сбор паразитологического материала у амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих.
25. Мечение земноводных и пресмыкающихся.
26. Кольцевание птиц как метод исследования отношения птиц к пространству.
27. Радиомечение и радиобиотелеметрия.
28. Мечение в изучении млекопитающих.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Полевые методики изучения биотопической преференции
2. Полевые методики изучения размножения амфибий
3. Полевые методики изучения размножения птиц
4. Полевые методики изучения размножения млекопитающих
5. Методики количественного учета амфибий
6. Методики количественного учета птиц
7. Методики количественного учета млекопитающих
8. Полевые методики изучения питания птиц
9. Полевые методики изучения питания млекопитающих
10. Полевые методики изучения питания хищных птиц
11. Полевые методики изучения питания птенцов птенцовых видов птиц
12. Полевые методики изучения гнезд птиц
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
"Методы полевых исследований" представлены на Едином образовательном портале http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2160.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Шилов И.И. Общая орнитология: Учебник для студентов биол. спец. ун-тов М.: Высшая школа, 1982.
Л2.2 Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001
Л2.3 В.М. Константинов, В.Т. Бутьев, Е.Н. Дерим-Оглу и др Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе: Учеб. пособие для студентов биол. факультетов пед. вузов М.: Издательский центр "Академия", 1999. http://bookre.org/reader?file=771035
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. http://zoomet.ru/novikov – Загл. с экрана. http:// www.zoomet.ru. http://zoomet.ru/novikov – Загл. с экрана.
Э2 Ирисова Н.Л. Методики полевых исследований экологии наземных позвоночных elibrary.asu.ru
Э3 Силантьева М.М. и др. Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края elibrary.asu.ru
Э4 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Методы полевых исследований» относится к вариативной части профессиональной подготовке бакалавра. Дисциплина изучается в 1 семестре 3 курса.В системе образования студентов кафедры зоологии и физиологии курс «Методы полевых исследований» является необходимым звеном для подготовки специалиста, способного ставить задачи полевого исследования и работать в полевых условиях. Курс необходим для успешного прохождения учебной и производственной практик студентов. Изучению данной дисциплины предшествуют дисциплины: «Экология», «Биогеография», «Зоология беспозвоночных», «Зоология позвоночных» и «Биоразнообразие».
Студенту необходимо посетить как лекционные, так и практические занятия. Уметь определять птиц по голосам, производить их учет в разные сезоны года. Владеть методиками изготовления коллекционного материала. Ознакомиться с курсом на Едином образовательном портале http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2160 и ответить на поставленные вопросы. Подготовить реферат или эссе по выбранной теме. Итоговый зачет получается после освоения выше перечисленного.