Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие и ресурсы животного мира |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биоразн-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Цель:ознакомление студентов с основами биоиндикации, получение навыков биоиндикационной оценки состояния окружающей среды; изучение экологических основ биоиндикации, овладение основными методами биоиндикационной оценки экологического состояния окружающей среды |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - классификацию видов антропогенного воздействия на окружающую среду; - особенности влияния разнотипных антропогенных воздействий на организмы и сообщества значение биомониторинга окружающей среды, методы наблюдений, оценки и прогноза состояния экосистем; - основные пути решения экологических проблем, методологические основы экологического нормирования и оценки качества среды; принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять методы биоиндикации и биотестирования в профессиональной деятельности и повседневной жизни использовать методы обнаружения и количественной оценки биологическими методами основных загрязнителей в окружающей среде; - проводить биоиндикацию с использованием видов-индикаторов; - использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач, использовать полученные знания при разработке природоохранных мероприятий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основными методами биоиндикации и биотестирования; представлениями о роли биоиндикации и биотестирования в системе экологического мониторинга биосферы; - навыками выявления неблагоприятных факторов для развития разнотипных сообществ;навыками полевых исследований и биоиндикации экологического состояния почв, воздуха и водных экосистем; - методами оценки экологического состояния разнотипных объектов с использованием биоиндикации и биотестирования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проблема оценки качества окружающей среды | ||||||
1.1. | Биологический и экологический мониторинг и его структура | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 | |
1.2. | Классификация индикаторных признаков. Биотестирование и решаемые с его помощью задачи | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Основные понятия биоиндикации | ||||||
2.1. | Формы, уровни и виды биоиндикации | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2 | |
2.2. | Формы и виды биоиндикации. Индикаторы. Экологические основы биоиндикации. Критерии выбора индикаторов. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
Раздел 3. Основные понятия биотестирования | ||||||
3.1. | Возможности и принципы биотестирования | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Биологические тест-системы. Задачи, возможности, ограничения, приемы. Основные принципы биотестирования. | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л2.2 | |
3.3. | Биологические тест-системы и тест-организмы | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2 | |
3.4. | Биомаркеры. Тест-организмы (почвенные и водные микроорганизмы, простейшие, пиявки, рыбы, наземные позвоночные животные, водоросли, высшие растения) и тест-процедуры. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Устойчивость организмов при биотестировании | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2 | |
3.6. | Токсикологические биотесты. Изменение поведения животных в условиях воздействия экотоксикантов. | Сам. работа | 2 | 7 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Критерии выбора показателей для биоиндикации и биотестирования | ||||||
4.1. | Молекулярно-генетический и клеточный уровень биоиндикации. | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 | |
4.2. | Биоиндикация на организменном уровне. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Биохимические и физиологические показатели, используемые для биоиндикации | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Популяционно-видовой и биоценотический уровень индикации. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Генетические показатели, используемые в биоиндикации | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
4.6. | Использование растений и животных в целях биоиндикации | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
4.7. | Использование высших растений и позвоночных животных для биоиндикации | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
4.8. | Оценка экологического состояния природных систем | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
4.9. | Основые методы изучения экологического состояния зооценозов | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Биоиндикация экологического состояния окружающей среды | ||||||
5.1. | Биоиндикацяи загрязнений воздуха, почвы и водных экосистем | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Биоиндикация почвенных и водных условий | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
5.3. | Фаунистическая биоиндикация состояния почв | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
5.4. | Зооиндикация загрязнения воздуха | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
5.5. | Основные методы биоиндикации загрязнения воздуха | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
5.6. | Виды загрязнений. Природное и антропогенное загрязнение. | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1 |
5.7. | Экологическое прогнозирование. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
cм. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
cм. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
cм. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мелехова О.П., Егорова Е.И., Евсеева Т.И. | Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2007 | 7 |
Л1.2 | Гераськин С.А., Сарапульцева Е.И. | Биологический контроль окружающей среды: генетический мониторинг: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | 16 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | К. П. Латышенко | Экологический мониторинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/9D0F7257-E9CE-4F9C-A72C-D896FA5CF2D8. |
Л2.2 | Ашихмина Т.Я. | Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов | М.: Альма Матер, 2008 | 25 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Бобина И.В., Соколова Г.Г. | Практикум по экологии человека: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010 | 45 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://www.lib.asu.ru/ | |||
Э2 | 2. http://elibrary.ru | |||
Э3 | 3. http://annualreviews.org | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 1. http://www.baikalcenter.ru/books/element.php 2. http://www.biotechn.ru/ 3. http://ecoinfoby.net/ 4. http://www.mosecom.ru/ 5. http://vniiprirody.primorye.ru/monitoring.htm 6. http://www.ym-1.narod.ru/book/ 7. http://fenics.chat.ru/ 8. http://www.racem.org/ 9. http://www.ecoline.ru 10. http://www.xumuk.ru/ecochem/27.html 11. http://www.ecosystema.ru/07referats/monitor/monitor.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Биоиндикация и биотестирование». Дисциплина «Биоиндикация и биотестирование» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биоиндикация и биотестирование». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |