МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоиндикация и биотестирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие и ресурсы животного мира
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биоразн-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Яныгина Л.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Биоиндикация и биотестирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:ознакомление студентов с основами биоиндикации, получение навыков биоиндикационной оценки состояния окружающей среды; изучение экологических основ биоиндикации, овладение основными методами биоиндикационной оценки экологического состояния окружающей среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- классификацию видов антропогенного воздействия на окружающую среду;
- особенности влияния разнотипных антропогенных воздействий на организмы и сообщества
значение биомониторинга окружающей среды, методы наблюдений, оценки и прогноза состояния экосистем;
- основные пути решения экологических проблем, методологические основы экологического нормирования и оценки качества среды; принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы биоиндикации и биотестирования в профессиональной деятельности и повседневной жизни
использовать методы обнаружения и количественной оценки биологическими методами основных загрязнителей в окружающей среде;
- проводить биоиндикацию с использованием видов-индикаторов;
- использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач, использовать полученные знания при разработке природоохранных мероприятий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными методами биоиндикации и биотестирования; представлениями о роли биоиндикации и биотестирования в системе экологического мониторинга биосферы;
- навыками выявления неблагоприятных факторов для развития разнотипных сообществ;навыками полевых исследований и биоиндикации экологического состояния почв, воздуха и водных экосистем;
- методами оценки экологического состояния разнотипных объектов с использованием биоиндикации и биотестирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема оценки качества окружающей среды
1.1. Биологический и экологический мониторинг и его структура Лекции 2 1 Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Классификация индикаторных признаков. Биотестирование и решаемые с его помощью задачи Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Основные понятия биоиндикации
2.1. Формы, уровни и виды биоиндикации Лекции 2 1 Л1.1, Л2.2
2.2. Формы и виды биоиндикации. Индикаторы. Экологические основы биоиндикации. Критерии выбора индикаторов. Сам. работа 2 6 Л1.1
Раздел 3. Основные понятия биотестирования
3.1. Возможности и принципы биотестирования Лекции 2 1 ПК-2 Л1.1, Л2.2
3.2. Биологические тест-системы. Задачи, возможности, ограничения, приемы. Основные принципы биотестирования. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.2
3.3. Биологические тест-системы и тест-организмы Лекции 2 1 Л1.1, Л2.2
3.4. Биомаркеры. Тест-организмы (почвенные и водные микроорганизмы, простейшие, пиявки, рыбы, наземные позвоночные животные, водоросли, высшие растения) и тест-процедуры. Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.2
3.5. Устойчивость организмов при биотестировании Лекции 2 1 Л1.1, Л2.2
3.6. Токсикологические биотесты. Изменение поведения животных в условиях воздействия экотоксикантов. Сам. работа 2 7 ПК-2 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Критерии выбора показателей для биоиндикации и биотестирования
4.1. Молекулярно-генетический и клеточный уровень биоиндикации. Лекции 2 1 Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Биоиндикация на организменном уровне. Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2
4.3. Биохимические и физиологические показатели, используемые для биоиндикации Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2
4.4. Популяционно-видовой и биоценотический уровень индикации. Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2
4.5. Генетические показатели, используемые в биоиндикации Сам. работа 2 5 ПК-2 Л1.1, Л2.2
4.6. Использование растений и животных в целях биоиндикации Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2
4.7. Использование высших растений и позвоночных животных для биоиндикации Сам. работа 2 10 ПК-2 Л1.1, Л2.2
4.8. Оценка экологического состояния природных систем Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2
4.9. Основые методы изучения экологического состояния зооценозов Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Биоиндикация экологического состояния окружающей среды
5.1. Биоиндикацяи загрязнений воздуха, почвы и водных экосистем Лекции 2 1 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Биоиндикация почвенных и водных условий Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1
5.3. Фаунистическая биоиндикация состояния почв Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2
5.4. Зооиндикация загрязнения воздуха Лабораторные 2 4 ПК-2 Л1.1
5.5. Основные методы биоиндикации загрязнения воздуха Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2
5.6. Виды загрязнений. Природное и антропогенное загрязнение. Лекции 2 1 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
5.7. Экологическое прогнозирование. Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
cм. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
cм. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
cм. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мелехова О.П., Егорова Е.И., Евсеева Т.И. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007 7
Л1.2 Гераськин С.А., Сарапульцева Е.И. Биологический контроль окружающей среды: генетический мониторинг: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010 16
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. П. Латышенко Экологический мониторинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9D0F7257-E9CE-4F9C-A72C-D896FA5CF2D8.
Л2.2 Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов М.: Альма Матер, 2008 25
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бобина И.В., Соколова Г.Г. Практикум по экологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010 45
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.lib.asu.ru/
Э2 2. http://elibrary.ru
Э3 3. http://annualreviews.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
1. http://www.baikalcenter.ru/books/element.php
2. http://www.biotechn.ru/
3. http://ecoinfoby.net/
4. http://www.mosecom.ru/
5. http://vniiprirody.primorye.ru/monitoring.htm
6. http://www.ym-1.narod.ru/book/
7. http://fenics.chat.ru/
8. http://www.racem.org/
9. http://www.ecoline.ru
10. http://www.xumuk.ru/ecochem/27.html
11. http://www.ecosystema.ru/07referats/monitor/monitor.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Биоиндикация и биотестирование».
Дисциплина «Биоиндикация и биотестирование» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биоиндикация и биотестирование». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.