МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Военная география и геополитика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Военная география и геополитика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков в области мировой политики,позволяющих анализировать проблемы мирового устройства, истоки и пути решения глобальных властных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы экономико-географических исследований, уметь применять на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.факторы, воздействующие на рост и ослабление геополитической мощи государства, стратегию и тактику основных геополитических субъектов, реализуемую в геополитических регионах мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять цели, направленность и механизмы реализации геополитических устремлений основных субъектов геопланетарной активности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска различной информации по геополитике; определения современного и потенциального стратегического потенциала России и зарубежных стран.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Факторы глобализации планетарной активности человечества в XX столетии. Субъекты геопланетарной активности.
1.1. Термин «геополитика» культурно-психологический и концептуальный аспекты геополитики. Геополитическая структура мира как основной объект исследования геополитики. Лекции 8 6 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Мировой порядок. Геопространство. Пространственные границы силовых полей. Геополитика как мировоззрение. Обоснование различных подходов к пониманию термина «геополитика». Практические 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Особенности экономического развития государств: типология экономически развитых и развивающихся стран. Всемирные организации, как средство способствующее достижению мирового господства: блоки и группировки, движения, объединения, организации, ассоциации и комиссии, программы и соглашения, руководящие органы и форумы, системы. Сам. работа 8 6 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Тенденции кризисно-неустойчивого развития и деструкция духовно-нравственных оснований человеческой деятельности.
2.1. Аксиолого-мировоззренческие аспекты самоопределения человека; место и роль конфессиональных объединений в формировании ценностных иерархических систем человеческой деятельности; светская группа ценностных иерархических систем. Лекции 8 7 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Геополитическое измерение глобальных проблем. Связь геополитики с глобальными проблемами. Проблемы сохранения мира и стабильности на Земле. Диспропорции в развитии богатого Севера и отсталого Юга. Практические 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Международные проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, оружия. Внешние миграции беженцев как фактор нестабильности. Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Географический детерминизм.
3.1. Влияние географических условий на существование и эволюцию государств и отражение этой закономерности в учениях античных и более поздних мыслителей. Лекции 8 7 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Взгляды Жана Бодена (XVI) и Шарля Монтескье (ХVIII), послужившие основой для создания концептуальной схемы географического детерминизма и началом систематических исследований о влиянии климата и географии на политическую природу различных народов. Практические 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Географический детерменизм. Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Школы геополитики.
4.1. Англо-американская школа геополитики. «Географическая ось истории» Хэлфорда Макиндера: понятие «осевого региона»; иерархия мирового пространства; сравнительная характеристика географических зон. Лекции 8 6 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Германская школа геополитики. Органическая концепция государства Фридриха Ратцеля: антропогеография Ф.Ратцеля: между естествознанием и политикой. Практические 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Русская идея. религиозно-провиденциалистский вариант; вариант особого призвания России; славянофилы; «новое качествование» русской идеи у Н. Я. Данилевского; историсофский вариант К. Н. Леонтьева. Практические 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Школы геополитики. Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Становление Нового Мирового Порядка.
5.1. Доктрина Монро (1823г.) - новое международное право; доктрина «Предназначенной судьбы» (1845г.); геополитическая концепция Ф. Д. Тернера (1893г.); геополитическая концепция адми¬рала А. Мэхэна (1890г.). Практические 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Силовая политика государства как принцип политики реализма. Атрибутивный и бихевиористский подходы к определению силы государства. Эволюция концепции доминирования к концепции взаимозависимости субъектов международных отношений. Сам. работа 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Национальная безопасность.
6.1. Геополитическое и геостратегическое измерение национальной безопасности. Понятие национальной безопасности. Практические 8 4 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Основные критерии безопасного развития общества. Важнейшие параметры, определяющие степень выгодности геополитического и геостратегического положения. Сам. работа 8 5 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Подготовка к экзамену. Экзамен 8 27 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Виноградова С.М. Геополитика: Учебник и практикум , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Снесарев А.Е. Военная география России: Москва : Лань, 2013 e.lanbook.com
Л2.2 Василенко И.А. Геополитика современного мира: учеб. пособие М.: Юрайт, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Военная география и геополитика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Военная география и геополитика»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Военная география и геополитика» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Военная география и геополитика» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Военная география и геополитика» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Военная география и геополитика» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Военная география и геополитика»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.