МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Водные биоресурсы региона и их охрана

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие и ресурсы животного мира
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биоразн-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Журавлев В.Б.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Водные биоресурсы региона и их охрана

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.В.Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой А.В.Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование у студентов представления о значимости водных биологических ресурсов как элемента биосферы и для социально-экономической деятельности.
В процессе освоения дисциплины необходимо решить следующие задачи:
1.1. Основные закономерности функционирования водных экосистем.
1.2. Современное состояние аквакультуры и перспективы ее развития.
1.3. Основы искусственного воспроизводства и товарного выращивания гидробионтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные особенности биологии и промысла водных биоресурсов;
- Особенности биологии,промысла,разведения водных биоресурсов;
- Биологические особенности и перспективы рационального использования водных биорусурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выполнять рыбоводные расчеты;
- выполнять рыбоводные расчеты и составлять прогнозы добычи водных биоресурсов;
- составить полный биотехнологический цикл добычи,выращивания и разведения водных биоресурсов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками вскрытия водных биоресурсов;
- навыками вскрытия и анатомирования водных биоресурсов;
- навыками вскрытия,анатомирования,препарирования и культивирования водных биоресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Водоемы Алтайского края как среда обитания гидробионтов
1.1. Гидрографическая сеть и фонд водоемов. Морфометрия и гидрологический режим. Особенности гидрохимического режима. Донные грунты. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1
1.2. Определение площади и длины береговой линии пресных и соляных озер Алтайского края на географической карте с помощью курвиметра Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.2, Л1.4
1.3. Солевой состав. Органическое вещество. Кислородный режим водоемов. Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.2, Л1.5
Раздел 2. Раздел 2. Биокорма водного происхождения
2.1. Биологические особенности гаммаруса в равнинных озерах. Особенности биологии рачка артемии соляных озер. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2
2.2. Определение объема заготовки водных биоресурсов. Составление предварительных и окончательных прогнозов вылова. Расчеты общего и промыслового запаса гидробионтов. Лабораторные 3 4 ПК-1
2.3. Роль водных биоресурсов в самоочищении воды. Хозяйственное значение и биохимический состав кормовых гидробионтов. Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Товарное рыбоводство
3.1. Опыт рыбоводного использования сиговых и карповых рыб в озерах. Биотехнология выращивания форели в прудах и озерах Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л1.3
3.2. Расчет выхода товарной продукции и оценка экономической эффективности полносистемных карповых и форелевых хозяйств Алтайского края Лабораторные 3 12 ПК-1 Л2.2, Л1.3
3.3. Проблемы и перспективы развития аквакультуры в естественных водоемах юга Западной Сибири Сам. работа 3 19 ПК-1 Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Акклиматизация речных раков
4.1. Результаты интродукции речных раков и перспективы раководства в Алтайском крае Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Измерение морфометрических показателей длинопалых раков Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Речные раки как биоиндикаторы загрянения естественных водоемов Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мирошникова Е., Пономарев С. Аквакультура: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Григорьев А.А., Касьянов Г.И. Введение в технологию отрасли. Технология рыбы и рыбных продуктов: учебное пособие КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Козлов В.И., Никифоров-Никишин А.Л., Бородин А.Л. Аквакультура: учебник КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л1.4 АлтГУ, Геогр. фак. География Алтайского края: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.5 Фролова Н. Л. ГИДРОЛОГИЯ РЕК. АНТРОПОГЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЧНОГО СТОКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Б. Журавлев, С. Л. Ломакин, С. Н. Сатюков ; под ред. В. Б. Журавлева Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] : АлтГУ.- Барнаул : [Алтай], 2010.
Л2.2 В. Б. Журавлев Рыбы бассейна Верхней Оби : АлтГУ.- Барнаул Изд-во АлтГУ, 2003 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.eti.uva.nl
Э2 http://fishbase.nrm.se
Э3 http://research.calacademy.org/research/ichthyology/catalog/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://www.eti.uva.nl
http://fishbase.nrm.se
http://research.calacademy.org/research/ichthyology/catalog/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Водные биоресурсы региона и их охрана».
Дисциплина «Водные биоресурсы региона и их охрана» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.