Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие и ресурсы животного мира |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биоразн-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой А.В.Мацюра
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование у студентов представления о значимости водных биологических ресурсов как элемента биосферы и для социально-экономической деятельности. В процессе освоения дисциплины необходимо решить следующие задачи: 1.1. Основные закономерности функционирования водных экосистем. 1.2. Современное состояние аквакультуры и перспективы ее развития. 1.3. Основы искусственного воспроизводства и товарного выращивания гидробионтов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Основные особенности биологии и промысла водных биоресурсов; - Особенности биологии,промысла,разведения водных биоресурсов; - Биологические особенности и перспективы рационального использования водных биорусурсов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выполнять рыбоводные расчеты; - выполнять рыбоводные расчеты и составлять прогнозы добычи водных биоресурсов; - составить полный биотехнологический цикл добычи,выращивания и разведения водных биоресурсов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками вскрытия водных биоресурсов; - навыками вскрытия и анатомирования водных биоресурсов; - навыками вскрытия,анатомирования,препарирования и культивирования водных биоресурсов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1.Водоемы Алтайского края как среда обитания гидробионтов | ||||||
1.1. | Гидрографическая сеть и фонд водоемов. Морфометрия и гидрологический режим. Особенности гидрохимического режима. Донные грунты. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
1.2. | Определение площади и длины береговой линии пресных и соляных озер Алтайского края на географической карте с помощью курвиметра | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л1.4 |
1.3. | Солевой состав. Органическое вещество. Кислородный режим водоемов. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | Л2.2, Л1.5 |
Раздел 2. Раздел 2. Биокорма водного происхождения | ||||||
2.1. | Биологические особенности гаммаруса в равнинных озерах. Особенности биологии рачка артемии соляных озер. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.2 |
2.2. | Определение объема заготовки водных биоресурсов. Составление предварительных и окончательных прогнозов вылова. Расчеты общего и промыслового запаса гидробионтов. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | |
2.3. | Роль водных биоресурсов в самоочищении воды. Хозяйственное значение и биохимический состав кормовых гидробионтов. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Товарное рыбоводство | ||||||
3.1. | Опыт рыбоводного использования сиговых и карповых рыб в озерах. Биотехнология выращивания форели в прудах и озерах | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.3 |
3.2. | Расчет выхода товарной продукции и оценка экономической эффективности полносистемных карповых и форелевых хозяйств Алтайского края | Лабораторные | 3 | 12 | ПК-1 | Л2.2, Л1.3 |
3.3. | Проблемы и перспективы развития аквакультуры в естественных водоемах юга Западной Сибири | Сам. работа | 3 | 19 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Акклиматизация речных раков | ||||||
4.1. | Результаты интродукции речных раков и перспективы раководства в Алтайском крае | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Измерение морфометрических показателей длинопалых раков | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Речные раки как биоиндикаторы загрянения естественных водоемов | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Экзамен | 3 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мирошникова Е., Пономарев С. | Аквакультура: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Григорьев А.А., Касьянов Г.И. | Введение в технологию отрасли. Технология рыбы и рыбных продуктов: учебное пособие | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | Козлов В.И., Никифоров-Никишин А.Л., Бородин А.Л. | Аквакультура: учебник | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л1.4 | АлтГУ, Геогр. фак. | География Алтайского края: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.5 | Фролова Н. Л. | ГИДРОЛОГИЯ РЕК. АНТРОПОГЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЧНОГО СТОКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Б. Журавлев, С. Л. Ломакин, С. Н. Сатюков ; под ред. В. Б. Журавлева | Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] : | АлтГУ.- Барнаул : [Алтай], 2010. | |
Л2.2 | В. Б. Журавлев | Рыбы бассейна Верхней Оби : | АлтГУ.- Барнаул Изд-во АлтГУ, 2003 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.eti.uva.nl | |||
Э2 | http://fishbase.nrm.se | |||
Э3 | http://research.calacademy.org/research/ichthyology/catalog/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) http://www.eti.uva.nl http://fishbase.nrm.se http://research.calacademy.org/research/ichthyology/catalog/ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Водные биоресурсы региона и их охрана». Дисциплина «Водные биоресурсы региона и их охрана» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |