МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология индивидуального развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 28 28 28 28
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Биология индивидуального развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В., професор, д.б.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В., професор, д.б.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов как фундаментальной основой жизненных процессов.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– изучить основные этапы онтогенеза, фаз эмбрионального развития и уметь изложить и проиллюстрировать схематическими рисунками основные процессы развития в их реальной последовательности и взаимосвязи;
- получить представление о механизмах морфогенеза, цитодифференцировки и роста;
- получить представление о связи онтогенеза и эволюции;
– знать основные причины появления аномалий развития;
– овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала.







– овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы и практические достижения биологии развития, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, особенности их протекания у разных групп животных, критические периоды в развитии зародыша;
– историю, методологию и теоретическую базу биологии развития, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности у позвоночных животных, механизмы развития и роста, причины тератогенеза.
3.2.Уметь:
3.2.1.– переводить информацию о некоторых основных процессах развития в графическую форму; сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у модельных видов животных;
– формировать суждения о взаимовлиянии частей развивающегося зародыша, процессах детерминации, регуляции развития, роста, регенерации, факторах тератогенеза, иллюстрируя свои пояснения схемами и графическими изображениями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– использования методов получения и работы с эмбриональным материалом некоторых позвоночных животных распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов модельных видов животных, применения полученных знаний из области биологии развития в повседневной деятельности;
– использования общих методов получения и работы с эмбриональным материалом некоторых групп позвоночных животных; распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных и их схематического изображения; применения полученных знаний из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет, методы, методология, биологии индивидуального развития Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л1.3
1.2. История эмбриологии как борьба преформизма и эпигенеза Сам. работа 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.3. Основные достижения эволюционной и экспериментальной эмбриологии Сам. работа 7 4 ОПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Гаметогенез
2.1. Сперматогенез и оогенез Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.2. Сравнительный анализ спермато- и оогенеза Сам. работа 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
2.3. Изучение гаметогенеза и строения гамет у разных групп животных Лабораторные 7 4 ОПК-9 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Оплодотворение
3.1. Особенности процесса оплодотворения Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
3.2. Изучение процесса оплодотворения на примере аскариды Лабораторные 7 3 ОПК-9 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Дробление и бластуляция
4.1. Особенности процесса дробления Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
4.2. Изучение процессов дробления и бластуляции у разных групп животных Лабораторные 7 3 ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Гаструляция и нейруляция у позвоночных животных
5.1. Особенности гаструляции и нейруляции Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
5.2. Детерминация и регуляция Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.4, Л1.3, Л1.1
5.3. Эмбриональная индукция Лекции 7 2 Л2.4, Л1.3, Л1.1
5.4. Изучение процессов гаструляции и нейруляции на примере амфибий и птиц Лабораторные 7 8 ОПК-9 Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Некоторые сведения об органогенезах. Внезародышевые оболочки позвоночных
6.1. Изучение процессов формирования внезародышевых оболочек и основных органов у позвоночных животных Лабораторные 7 6 ОПК-9 Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.2. Производные зародышевых листков. Раннее развитие позвоночных животных. Сам. работа 7 10 ОПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 7. Механизмы клеточной дифференцировки
7.1. Механизмы клеточной дифференцировки Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.4, Л1.1
Раздел 8. Рост
8.1. Рост Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.4, Л2.3
Раздел 9. Регенерация
9.1. Регенерация и онтогенез. Виды и способы регенерации. Соматический эмбриогенез. Сам. работа 7 4 ОПК-9 Л2.4, Л1.1
Раздел 10. Тератогенез
10.1. Тератогенез и его механизмы Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.3, Л1.1
10.2. Критические периоды развития зародыша. Влияние абиогенных и биогенных факторов. Сам. работа 7 6 ОПК-9 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голиченков В.А., Иванов В.А., Никерясова Е.Н. Эмбриология: Учебник для биол. спец. ун-тов. М.: Изд. центр «Академия, 2004 64
Л1.2 И. В. Кудряшова Практические занятия по эмбриологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.3 А. К. Дондуа Биология развития. Начала сравнительной эмбриологии. Т.1: учеб. для ун-тов Изд-во СПбГУ, 2005 50
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белоусов Л.В. Основы общей эмбриологии: Учебник для вузов по спец. «Биология» М.: Изд-во Моск. ун-та,, 1993 55
Л2.2 Под ред В.А. Голиченкова, М.Л. Семеновой Практикум по эмбриологии:: Учеб. пособие для биол. спец. ун-тов. Издат центр «Академия», 2004 71
Л2.3 Гилберт С. Ф. Биология развития: Т.1: М. : Мир., 1993 60
Л2.4 Токин Б.П. Общая эмбриология: Учеб. для биол. спец. ун-тов М.: Высш. шк, 1987 91
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета БГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития www.bio.bsu.by
Э5 Кафедра эмбриологии СПбГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития www. embryo.pu.ru
Э6 Курс на платформе "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Кафедра эмбриологии СПбГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. embryo.pu. ru. – Загл. с экрана.
Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета БГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bio.bsu.by/physioha/bir.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
212Л лаборатория микроскопии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; проектор: марка Epson модель EB-X04 - 1 единица; стационарный экран: марка Lumen – 1 единица; микроскоп Альтами ПС0745 – 8 шт; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 – 16 шт.; стереомикроскоп МС-2 zoom – 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины




Приступая к изучению дисциплины «Биология индивидуального развития», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.

Дисциплина «Биология индивидуального развития» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биология индивидуального развития». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Основной формой проведения лабораторных занятий по биологии индивидуального развития является изучение эмбриологических микропрепаратов с использованием микроскопа с последующей зарисовкой и обозначением важнейших структур.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы учебного пособия Л. 1.3 Практические занятия по эмбриологии; продумать ответы на контрольные вопросы.
Изучение процессов развития традиционно проходит с обязательной зарисовкой эмбриологических препаратов и обозначением на рисунках соответствующих структур. Разъяснение важности этого метода познания и рекомендации к выполнению эмбриологических рисунков приводятся в учебном пособии Л. 1.3. Практические занятия по эмбриологии. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы по соответствующей теме. Тема занятия зачитывается при предоставлении альбома с набором предусмотренных рисунков, выполненных с реальных препаратов, на которых изображены и обозначены все важные структуры, иллюстрирующие процессы развития, а также ответов на контрольные вопросы.
В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов. В крайнем случае, не имея возможности посещать занятия по состоянию здоровья или иной уважительной причине можно использовать для изучения темы микрофотографии, сделанные с реальных препаратов и оформленные в презентацию, или найти их в соответствующей галерее в курсе БИР на образовательной платформе Moodle. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.

Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. По некоторым темам предлагается заполнение сравнительных таблиц.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фиксации результатов тестирования и решения эмбриологических задач в письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Тестирование проводится c использованием образовательной платформы Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1344) в качестве подготовки к теме предстоящего лабораторного занятия. Его результаты фиксируются в начале лабораторного занятия. Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной шкале, при этом одновременное применение 4-х-балльной шкалы позволяет осуществить индивидуальный подход к уровню знаний каждого студента.
Эмбриологические задачи по соответствующей теме предлагаются в начале лабораторного занятия в виде билетов, содержащих 3–5 задач. Каждая из задач предполагает развернутый ответ в виде 1–2 предложений. На их решение отводится до 10 мин. Результаты оцениваются по бинарной шкале.

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Зачет по биологии индивидуального развития может быть получен студентом при следующих условиях:
• выполненные тесты и решенные эмбриологические задачи не менее чем на 50%;
• посещение всех лабораторных занятий или отработка пропущенных;
• полностью зачтенный альбом со всеми рисунками по темам.
При демонстрации базового и повышенного уровня знаний в ходе тестирования (не менее 70% правильных ответов), для данного студента вопросы по соответствующей теме исключаются из перечня зачетных вопросов. Таким образом, количество вопросов при подготовке к зачету для каждого студента будет индивидуальным.
Во время зачета студент получает билет, в котором содержится один вопрос и одна эмбриологическая задача. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал, узнавать и распознавать стадию развития, важнейшие структуры эмбриона. На подготовку отводится 15-20 мин. Оценивание происходит по бинарной системе с учетом вышеперечисленных видов деятельности.