Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биохимия и молекулярная биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биохим-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Получение знаний о биологических ресурсах биосферы и основах рациональной эксплуатации животного и растительного мира; изучение теоретических основ ресурсоведения; анализ особенностей пространственного распределения и освоения различных видов биоресурсов; изучение методов оценки запасов и контроля за состоянием ресурсных видов растительного и животного происхождения; освоение экологических основ рационального использования ресурсных видов и сообществ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-3 | готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности планирования мероприятий по изучению биоресурсов, при оценке природных ресурсов принципы разработки мероприятий по оценке современного состояния природных ресурсов мира, Российской Федерации и Сибири; особенности организации работ при оценке природных ресурсов, планировании мероприятий по рациональному использования биологических ресурсовбиологических ресурсов методы оценки природных ресурсов, пути сохранения и рационального использования биологических ресурсов; особенности пространственного распределения различных видов биологических ресурсов; теоретические основы ресурсоведения; современное состояние природных ресурсов мира, Российской Федерации и Сибири. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Разрабатывать план мероприятий по эффективному использованию биологических ресурсов; рассчету ущерба растительному и животному миру в результате хозяйственной деятельности; организовать проектную деятельность в лабораторных и полевых исследованиях; организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, выстраивать отношения с коллегами и работать в команде; проводить оценку продуктивности популяций ресурсных видов различного происхождения; разрабатывать план мероприятий по эффективному использованию биологических ресурсов; рассчитывать ущербы растительному и животному миру в результате хозяйственной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью использовать знания о биологических ресурсах в своей профессиональной деятельности; навыками поиска и использования информации; навыками работы в профессиональных, в том числе предпринимательских коллективах способностью планировать мероприятия по изучению биоресурсов; теоретическими основами дисциплины; понятийным аппаратом различных подходов; способностью использовать знания о биологических ресурсах в своей профессиональной и повседневной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Биоресурсы как объекты живой природы различного уровня организации | ||||||
1.1. | Цели, задачи и направления изучения биоресурсов. Биоресурсы как элемент биотических сообществ, место и роль их в экосистемах и биосфере. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.4, Л2.6 |
1.2. | Сравнительный анализ продуктивности ресурсных видов в различных экосистемах. Оценка продуктивности ресурсных сообществ в различных климатических зонах. | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.4, Л2.6 |
1.3. | Морские и пресноводные биоресурсы мира. Оценка состояния рыбных ресурсов России. | Сам. работа | 1 | 18 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.4, Л1.2 |
1.4. | Ресурсы растительного мира. Биоразнообразие биоресурсов растительного происхождения. | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.4, Л2.5, Л1.2 |
1.5. | Ресурсы животного мира. Биоразнообразие ресурсов животного мира. | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л1.2 |
Раздел 2. Раздел 2 Экологические основы рационального использования биологических ресурсов. Оптимизация управления биоресурсами. | ||||||
2.1. | Экологические основы рационального использования ресурсных видов и сообществ. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.4, Л1.3 |
2.2. | Методы контроля за состоянием ресурсных видов и сообществ. | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.3 |
Раздел 3. Раздел 3 Проблемы сохранения и воспроизводства биоресурсов в условиях локальных и глобальных антропогенных изменений природной среды. | ||||||
3.1. | Методы сохранения и восстановления популяций ресурсных видов в экосистемах. | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Методы оценки ущерба, наносимого биоресурсам в результате техногенных факторов. | Сам. работа | 1 | 19 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.3. | Экзамен | 1 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ирисова Н.Л. | Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | 6 |
Л1.2 | Пушкин С. В. | Охрана биоразнообразия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Протасов, В.Ф. | Экологические основы природопользования: : учебное пособие | Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, , 2015 | znanium.com |
Л1.4 | А.М. Русанов, М.А. Булгакова | Современные проблемы экологии и природопользования: | ОГУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шамраев, А.В. | Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие | Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263 |
Л2.2 | А.Л. Новоселов, И.Ю. Новоселова | Модели и методы принятия решений в природопользовании: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115170 |
Л2.3 | Абдурахманов Г.М. | Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов | М.: Академия, 2001 | 15 |
Л2.4 | Колесников С. И. | Экология: учеб. пособие | М. : Дашков и К, 2008 | 6 |
Л2.5 | О. Н. Барышникова, Е. П. Крупочкин | Разнообразие природной среды: факторы формирования и методы исследования: монография | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.6 | Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. | Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | elibrary.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Леса, лесные ресурсы и лесоуправление в Российской Федерации http://www.profor.info/sites/profor.info/files/Background-ForestGovernance-Russia-Russian.pdf Информационно-аналитическая система "Экологический контроль природной среды по данным биологического и физико-химического мониторинга" (Кафедра общей экологии Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) Сайт "Биометрика" о корректном использовании методов статистического анализа для медиков и биологов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.biometrica.tomsk.ru/ Сайт о биресурсах Российской Федерации http:// http://www.sevin.ru/bioresrus/classification.html |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
326Л | лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт. |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Биоресурсы и их рациональное использование». Дисциплина «Биоресурсы и их рациональное использование» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биоресурсы и их рациональное использование». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |